Обучение с использованием майнд машин.

Ответить
Аватара пользователя
Андрей Кабанков
Автор сайта
Сообщения: 3271
Зарегистрирован: Пт мар 31, 2006 7:19
Откуда: Москва
Контактная информация:

Обучение с использованием майнд машин.

Сообщение Андрей Кабанков »

Здесь можно поделится опытом по этой теме.
Аватара пользователя
Андрей Кабанков
Автор сайта
Сообщения: 3271
Зарегистрирован: Пт мар 31, 2006 7:19
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Андрей Кабанков »

Отрывки из методической работы Андрея Патрушева "Психологическое обеспечение работы с неуспевающими курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России."

Общие методические рекомендации по применению свето-звуковой стимуляции мозга.

Свето-звуковая стимуляция мозга, сама по себе, является мощным средством для отдыха, творчества и саморазвития, но за счет своей способности настраивать мозг на определенные состояния, она также может служить как “усилитель” для эстетического восприятия, обучения и запоминания большого количества информации, различных форм терапии и т.д. Так, например, является установленным факт, что 70% людей не гипнабельных, согласно официальным тестам, демонстрируют устойчивые гипнотические реакции на фоне свето-звуковой стимуляции мозга.
Ряд авторов утверждают, что короткие 15-20 минутные сессии два-три раза в день более эффективны, чем одна длинная сессия. Во всяком случае, ритмическое воздействие на мозг длительностью более 45-и минут не рекомендуется, поскольку, в общем случае, мозг перестает следовать свето-звуковым стимулам, а иногда превышение 45-и минутного порога может привести к разлитому торможению коры головного мозга (сонное сумеречное состояние), которое проходит только после естественного сна. Желательно проводить ежедневную стимуляцию. По крайней мере, перерывы не должны превышать трех дней.
При понижении частоты биений мозгу требуется дополнительное время для синхронизации (не менее 1 минуты). При повышении частоты биений дополнительного времени для синхронизации не требуется (если воздействие длилось менее 20 минут). Если воздействие длилось 20-30 минут, наблюдается обратный эффект – для повышения частот мозга требуется около 5 минут (при плавном увеличении частоты биений).
Если во время рабочего дня проводится сеанс на релаксацию, то во избежание сонливости и сумеречного состояния, необходимо заканчивать стимуляцию на частотах 13-18Гц около 5-ти минут.
Исследования показали, что стимуляция в альфа диапазоне (8-14 колебаний в секунду) идеально подходит для усвоения новой информации, данных, фактов, любого материала, который должен быть всегда наготове в вашей памяти. С другой стороны, тета-диапазон (4-7 колебаний в секунду) идеален для некритического принятия внешних установок, поскольку его ритмы отключают защитные психические механизмы и дают возможность трансформирующей информации проникнуть глубоко в сознание. То есть, чтобы сообщения, призванные изменить поведение или отношение к окружающим, проникли в подсознание, не подвергаясь критической оценке, свойственной бодрствующему состоянию, лучше всего наложить их на ритмы тета-диапазона. Тета-диапазон также идеален для запоминания иностранных слов, при изучении языков.
Таким образом, если изучаемый материал носит информационно-логический характер, то лучше всего начать программу с частот бета ритма (14-18 гц) и затем плавно понизить ее до альфа ритма (8-10 гц). В этом режиме нужно оставаться до окончания прослушивания учебной программы. В конце сессии частота должна быть снова поднята до соответствующей уровню бодрствования (10-14 гц).
При необходимости усвоить внушения, связанные с изменением поведения или усвоить большое количество иностранных слов, должны также начинать с частот бета диапазона и понижать их до тета-диапазона (4-6 гц). В этом режиме нужно оставаться до окончания учебной или психокоррекционной программы, а затем частота должна быть снова поднята до соответствующей уровню бодрствования (10-14 гц). Если не обеспечить плавного прохождения с бета- через альфа- до тета-дипазона, то полученное состояние иногда субъективно воспринимается, как крайне дискомфортное. Это связано с тем, что все неприятные переживания «кодируются» в мозге на определенных частотах. При резком переключении существует вероятность попадания (сваливания, стягивания) на частоту неприятности. При плавном прохождении «сваливания» не происходит и к тому же имеет место терапевтический эффект – отрицательный эмоциональный заряд частично снимается «рассеивается». На этом эффекте основана тактика построения терапевтических сессий для людей, страдающих посттравматическим синдромом. Частота стимуляции плавно (примерно за одну минуту) меняется (качается) от бета- до тета-диапазона и обратно. При этом происходят глубокие изменения в эмоциональной оценке травматических событий.
В любом случае полезно оставаться под воздействием ритмов альфа- (или тета-) диапазона еще несколько минут после окончания учебной или психокоррекционной программы, перед тем как поднимать частоту снова до бета ритма и возвращаться в обычное состояние сознания.
Если имеются проблемы с сосредоточением или другие симптомы пониженного бодрствования (хроническая усталость, забывчивость и т.п.) полезно поработать, наоборот, - с быстрыми частотами (15 гц и выше). Сессия начинается с 10-15 гц, а затем, частота плавно повышается, пока не достигнете 18-20 гц. Возможно, в начале, придется провести около пяти сессий в диапазоне 13-15Гц, для привыкания (несущая частота – 136,3Гц).

В УрЮИ МВД России, в отделении психологического обеспечения учебного процесса, данные технологии применяются с 1999 года. Стимуляция мозга поводится на свето-звуковом аппарате NOVA PRO фирмы Photosonix (США). Желающим записываются аудио кассеты или компакт диски со специальными программами. Накапливается опыт по применению данных технологий для психологической подготовки спортсменов спортсменами (во всем мире данные технологии используются для подготовки олимпийских команд).
В настоящее время мы комбинируем «обучение мозга» альфа-тета релаксации с позитивными визуализацией и внушениями. Курсантам даются инструкции визуализировать сцены, в которых они представляют себе образ (по выбору, но всегда один и тот же), в котором они опускаются вниз по лестнице, погружаются в воду с аквалангом, либо медленно опускаются по спирали и вниз, либо проходят анфиладу комнат (арок), который облегчает потом вхождение в эти состояния по желанию в любое время без аппарата, просто представляя себе этот образ и чувства ему сопутствующие.
Регулярные занятия (по 15-20 минут в день, в течение 3-х недель) альфа-тета релаксацией, как правило, приводят к значительным и стабильным изменениям личности в сторону повышения творческих способностей, значительному повышению стрессоустойчивости, усилению целеустремленности, улучшению самопонимания, работоспособности, способности радоваться жизни, улучшается кратковременная и долговременная память, улучшаются межличностные отношения в сторону доброжелательности и способности спокойно и конструктивно разрешать различные бытовые, учебные и служебные ситуации. Так же зафиксировано значительное снижение уровня депрессии, скрытой агрессивности, шизоидного поведения, паранояльности и тревожности, улучшение абстрактного мышления, стабильности, осознанности, самоконтроля.
В отделении психологического обеспечения УрЮИ МВД России создан набор аудиокассет и компакт-дисков с различными программами по релаксации, психокоррекции, коррекции поведения, достижения пиковых состояний. Данные программы предназначены для прослушивания как в индивидуальном порядке – через стереонаушники, так и для коллективного прослушивания – через стерео колонки.
Все курсанты и слушатели заочного отделения УрЮИ МВД России, которые использовали при подготовке к занятиям и экзаменам специальные аудиозаписи отмечали лучшую запоминаемость учебного материала, хорошую работоспособность, отсутствие излишнего волнения на экзаменах и, как следствие, повысился их средний балл по результатам сессии.
Андрей Патрушев
Автор сайта
Сообщения: 10615
Зарегистрирован: Вт май 30, 2006 19:17
Откуда: Екатеринбург
Контактная информация:

Сообщение Андрей Патрушев »

Поскольку ко мне очень часто поступают вопросы на эту тему, то хотелось бы здесь, на форуме, дать несколько рекомендаций для тех, кто применяет (или собирается применять) майнд-машины для самогипноза.
Гипноз (самогипноз) – это, прежде всего состояние повышенной обучаемости, в котором можно запомнить огромное количество необходимой информации и модифицировать свое поведение, в соответствии со своими убеждениями и ценностями. В майнд-машинах есть специальные встроенные сессии для занятий самогипнозом.
При занятиях самогипнозом, многое зависит от того под каким СОУСом (Состояние, Обстановка, Установка, Свидетели) Вы занимаетесь. Многие жалуются, что они просто засыпают в ходе занятия. Если Вас это расстраивает, то можете, например, попробовать заниматься утром, чтобы не засыпать. Но вообще-то это не страшно, и результаты от засыпания не ухудшаются.
Транс можно утилизировать (делать необходимые Вам установки) до, после и во время наведения. «До» и «после» можно применять для самогипноза, «во время» обычно применяют для гетерогипноза (то бишь, с гипнотизером). Работа с трансом в самом трансе – уже высший пилотаж, который Вы можете освоить лишь при регулярных занятиях.
Поэтому, перед сеансом скажите себе все, что необходимо и засыпайте себе на здоровье, а как проснетесь, сразу сделайте положительные утверждения о том, что это Вам очень помогло в достижении поставленной (конкретной) цели. Это очень важный момент, который многие упускают, поэтому можете даже записать эту фразу на бумаге большими буквами и повесить ее так, чтобы Ваш взгляд обратился на нее, как только Вы откроете глаза после занятия.
Важно так же, чтобы утверждение для самогипноза соответствовало критериям хорошо сформулированного результата, и имело правильную форму:
1. должно быть в утвердительной, а не в отрицательной форме (бросить курить, например, - это тоже отрицательная формулировка);
2. иметь конкретный точный результат (в каких жизненных ситуациях Вы хотели бы это иметь, а в каких – нет);
3. который можно почувствовать и измерить всеми органами чувств (что бы вы хотели чувствовать в этих ситуациях вместо того, что чувствовали раньше);
4. результат должен быть достижим лично Вами, и не зависеть от других людей;
5. результат должен быть достижим в конкретном (желательно не более 3-х месяцев) отрезке времени (более длинные отрезки необходимо разбивать на короткие, с конкретным промежуточным результатом в каждом);
6. своевременность: «это» то, что Вам нужно именно сейчас, а не в прошлом или будущем;
7. утверждение должно быть сформулировано в настоящем времени, поскольку адресовано правому полушарию, в котором отсутствует (чисто функционально) прошлое и будущее, а есть только «здесь и сейчас».
Еще одно очень важное правило для самогипноза – состояние радостного предвкушения и ожидания результата. Вместо того чтобы с сомнением копаться в себе – «работает… не работает…» (это похоже, как если бы Вы посадили семечко, и каждый день его выкапывали, чтобы посмотреть, как оно растет), надо буквально выискивать мельчайшие положительные изменения в себе (и радоваться им), подтверждающие эффективность Вашей работы. Поливайте и любите своё семечко, заботьтесь о нем и оно вскоре принесет Вам чудесные плоды.
Аватара пользователя
Dimas
Сообщения: 3725
Зарегистрирован: Пт апр 21, 2006 10:13
Откуда: Москва

Сообщение Dimas »

Андрей,а диск "проводник" это гипноз или что это?Ваши слова "записываются" в подсознание,а новые технологии обработки звука (бинауральные ритмы и т.д.) просто облегчают доступ вербальной информации???
Андрей Патрушев
Автор сайта
Сообщения: 10615
Зарегистрирован: Вт май 30, 2006 19:17
Откуда: Екатеринбург
Контактная информация:

Сообщение Андрей Патрушев »

Dimas писал(а):Андрей,а диск "проводник" это гипноз или что это?Ваши слова "записываются" в подсознание,а новые технологии обработки звука (бинауральные ритмы и т.д.) просто облегчают доступ вербальной информации???
Диск Проводник действительно включает в себя сочетание нескольких современных технологий. Текст организован с использованием принципов Эриксоновского гипноза и нейро-лингвистического программирования (НЛП), тщательно выверена фоносемантика текста (звуковой фонетический ряд соответствует таковому в православных молитвах).
К сожалению, термины Эриксоновский гипноз и НЛП в последнее время стали просто каким-то жупелом. Их повсюду мусолят СМИ, списывая на их применение все, что только угодно. Авторитетные эксперты из ФСБ (или как их там представляют в этих передачах) сокрушенно качают головами и авторитетно подтверждают эти вымыслы, сокрушаясь, что литература по этим вопросам теперь свободно лежит на книжных полках магазинов и библиотек («надо бы запретить…»). Каюсь, и мы с товарищем, по молодости, в свое время приложили к этому руку (статьи «Реальная виртуальность» и «Трудно ли быть Богом?»).
Но основополагающим (без которого все остальное на самом деле просто не работает) принципом как НЛП, так и Эриксоновского гипноза является учет и сохранение внутренней экологии человека. Метафоричность, расплывчатость формулировок, проверка – подходит ли это все данному человеку – вот принципы работы Милтона Эриксона, недаром его ученики еще его называли «сказочником». Он был глубоко убежден, что любой человек уже обладает в полной мере всеми ресурсами для изменений. А проблема не в том, что человек как-то сломан, болен или глуп, а проблема – во внутренней системной организации человеческого опыта, которую Эриксон мягко предлагал человеку поменять, помогая ему в выборе рассказыванием правдивых историй про себя, друзей, бывших пациентов, растения, животных и природу. При этом человек сам (на подсознательном уровне) выбирал, что ему больше всего подходит и, буквально, «примерял на себя» и, если ему это нравилось, то продолжал этим пользоваться. И, если я говорю: «на подсознательном уровне» - это совсем не значит, что внутри вас прячется какой-то враг, который может напакостить, руководствуясь какими-то посторонними внушениями. Одной из задач нашего подсознания является функция охраны нашей целостности, нашего здоровья и выживания. Профессионалы – гипнологи неоднократно отмечали, что в гипнотическом состоянии человек гораздо более защищен своей глубинной мудростью от опасных поступков, чем в обычном сознательном.
Так же аудиопрограмму на диске Проводник я не могу назвать гипнозом, хотя и использую там определенные гипнотические приемы, облегчающие вхождение в нужное для успешной работы над собой состояния. Подобные программы довольно широко распространены за рубежом и называются «Управляемые медитации». Слово медитация произошло от латинского meditatio – размышлять, что и предлагается сделать (хотя бы при первом прослушивании) в инструкции людям, решившим заниматься с этой программой.
Таким образом, при работе с Проводником абсолютно ничего не «пишется в подсознание» и всегда есть выбор (и это несколько раз даже специально обговаривается в тексте) – принимать или не принимать, то, что там говорится.
Диск Проводник существует и постоянно совершенствуется с 1994 года. Изначально я делал его для себя и даже не предполагал, что я буду его когда-то распространять. И я могу однозначно утверждать, что чем больше я в тексте учитывал внутреннюю экологию предполагаемого слушателя, чем меньше делал каких-то конкретных внушений, чем больше оставлял выбора для подсознания, тем эффективней становилась эта программа не только для меня, но и для других людей, с которыми я ей делился.

Удачи идущим!
Аватара пользователя
Dimas
Сообщения: 3725
Зарегистрирован: Пт апр 21, 2006 10:13
Откуда: Москва

Сообщение Dimas »

Андрей, а почему на определенном этапе прослушивания ( где-то в середине,по-моему основная часть) звук разделяется,не знаю как правильно сказать,то есть в левом ухе "Вы говорите одно", а "в правом другое":) Я,например,не могу одновременно следить за двумя смыслами ,приходится слушать какой-то один канал.Или все это так и было задумано???? И еще,чем тише я делаю громкость на центре (муз.),тем меньше интенсивность мигания очков,если я делаю достаточно громко, мигание не прекращается.Чем тише,тем интервал (совсем темно,не мигает) между сериями вспышек больше...Это так и должно быть?
Гость

Сообщение Гость »

Эта техника трансового наведения, например, описана у Кастанеды, когда в какой-то из моментов обучения Дон Хуан и Дон Хенаро одновременно начали что-то говорить Кастанеде, причем один в правое ухо, другой в левое.
За рубежом эта техника представлена в двух таких довольно известных там сериях аудиопрограмм для самосовершенствования (разных авторов), как PARALIMINAL RECORDINGS и HYPNO-PERIPHERAL PROCESS. В России эта техника известна под названием «дихотомическое предъявление». Суть ее в том, что многие не могут одновременно сознательно следить за смыслом двух разных текстов и мягко погружаются в гипнотическое состояние. При желании можно спокойно прослушать любой из этих текстов, либо просто игнорируя один, либо убрав с одного уха наушник. В этом ее отличие от подпороговых внушений, когда человек совершенно не представляет себе, что ему пытаются внушить. Интересно, что с тренировкой (просто регулярно прослушивая программу) появляется способность хорошо воспринимать оба текста одновременно. Я, например, сейчас спокойно это делаю даже на английском языке.
В Проводнике, на самом деле, тексты, идущие в правое и левое ухо по смыслу одинаковы, но различаются по форме, согласно особенностям восприятия мира каждым полушарием.
Правое полушарие отвечает за целостное восприятие так называемых гештальтов. Оно воспринимает и обрабатывает образные выражения и метафоры. Левое полушарие отвечает за детализацию и логическую обработку поступающей информации. Интересно, что у человека все сенсорно-моторные функции одной половины тела управляются и контролируются противоположным полушарием мозга. Это называется «перекрестная церебральная организация».
На этой особенности, кстати, основана простая, но очень эффективная техника для саморазвития, когда художественные произведения (как проза, так и стихи) признанных гениев просто переписываются недоминирующей рукой по несколько страниц перед сном.
Таким образом, в Проводнике метафоричный текст подается в левое ухо, а текст логично простроенный, состоящий из сложноподчиненных предложений, подается в правое ухо.
Теперь о вспышках. Дело в том, что кроме так называемой быстрой (альфа, бета, тета, дельта ритмы) биоэлектрической активности мозга существует еще и медленная и сверх медленная (зета ритмы). Эта медленная (секундная и декасекундная) активность гораздо более специфична для различных состояний, чем быстрая. К сожалению, не во всех майнд машинах встроена способность оперировать с чувствительностью аудиостроб-процессора независимо от громкости воспроизведения. Таким образом, описываемое Вами явление связано с тем, что сигналы аудиостроба на этом диске дополнительно промодулированы Z-ритмом, характерным для гипнотического состояния. В идеале это должно выглядеть как плавное нарастание и спадение яркости без разрывов.
Шум
Сообщения: 114
Зарегистрирован: Пн июл 03, 2006 15:43

Сообщение Шум »

Интересно.. можно ли развить в себе с помощью майнд-машин синестезию (а именно цветовой слух и цветовую память), и какие сессии нужно для этого слушать )? ... :roll:
Андрей Патрушев
Автор сайта
Сообщения: 10615
Зарегистрирован: Вт май 30, 2006 19:17
Откуда: Екатеринбург
Контактная информация:

Сообщение Андрей Патрушев »

Скорей всего, для развития этих качеств нужна не какая-то конкретная частота, а система тренировок, например, чрез наложение субмодальносей (НЛП).
Майнд-машины, конечно, могут помочь в усилении эффективности тренировок.
Чисто теоретически, для этого больше всего подходит диапазон 12-14Гц.

Удачи идущим!
Шум
Сообщения: 114
Зарегистрирован: Пн июл 03, 2006 15:43

Сообщение Шум »

Спасибо.
Аватара пользователя
Malvina
Сотрудник mindmachine.ru
Сообщения: 239
Зарегистрирован: Чт апр 06, 2006 4:05
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Malvina »

Осень. Учебный год в разгаре. Самое время проверить воздействие майнд машины на обучение. Я решила учить немецкий язык. Из студенческого возраста я вышла давно, поездка в немецкоговорящие страны не предвидится, где мне этот немецкий применить не знаю, способностей к языкам никаких. Но интересно же, помогает майнд машина обучению или нет.
Итак, беру группу из 25 слов (17 существительных, 5 глаголов, 3 прилагательных) и учу.
Потом еще раз проверяю, что же осталось в голове, через час и на следующий день. К этим словам больше не возвращаюсь, не вспоминаю. Таких групп было шесть (три без майнд машины и три с майнд машиной), учила их через день.
Без применения майнд машины.
Устная зубрежка (подряд, вразбивку) занимала от 20 минут (выходной день) до 30 минут (в будни) и в результате все слова были выучены. Потом я их еще писала по-немецки. Через час я прочитывала слова, написанные мной по-немецки, и переводила их на русский. И перевод с русского на немецкий. На следующий день перевод с русского на немецкий.
Результаты. В первый день все слова называла правильно. В написании все время две ошибки получаются (букву пропущу или лишнюю добавлю). На следующий день в целом все слова вспомнились, но называя некоторые приходилось подумать, и даже проверить, не была уверена в правильности.
И последний опыт без майнд машины. Слова выученной группы я вспоминала только в день их выучивания и на следующий день при проверке. Через день после последней группы я взяла все 75 слов (они у меня на карточках были), перемешала и проверила, что же осталось в голове. Я предполагала, что забуду парочку слов. Результат меня как-то разочаровал. Из 75 слов я забыла 19, а это 25%. Причем забыла их совсем, никаких вариантов, словно и не слышала их никогда. Ну и память. Больше всего слов забыла из второй группы (9).
С применением майнд машины.
Мои занятия занимали 30-40 минут, поэтому я отказалась от сессии №6 в NovaPro 100 Обучение языку (Дает очень глубокое расслабление, способствующее механическому запоминанию, например иностранных слов. Используйте эту программу совместно с кассетами, обучающими иностранному языку, или занимайтесь изучением языков после сессии.) Она длится 44 минуты, а я всего 30 минут занимаюсь.
Я остановилась на сессии №4 в NovaPro 100 Подготовка к обучению (Разновидность классической программы светозвуковой стимуляции для обучения. Микроциклы создают необходимый фон для перехода в альфа/тета диапазон повышенной восприимчивости. Эта программа общего назначения для обучения и запоминания.)
Я делала звук погромче и свет поярче, т. к. я легко засыпаю под майнд машину. Начинала заниматься минут через 10 после сессии.
Результаты. На времени я много не выгадала, по пять минут с занятия. Но если занимаешься серьезно несколько часов, то разница во времени будет заметна. При проверке слов в день выучивания и на следующий, я заметила, что слова как-то быстрее в памяти возникают. Но это все чувства. А вот и цифры. Из 75 слов, выученных с помощью майнд машины (условия соблюдались те же, что и без майнд машины) забылось 9!!! А это уже 12%. Слова забылись из 1 группы (7), причем у 5 из них забыла окончания и из 2 группы (2). Я довольна результатом. Хочу еще попробовать «Быстрая подготовка к занятиям» и «Быстрый отдых после занятий».
На научность своих опытов не претендую.
А кто еще пользуется майнд машиной для обучения? Поделитесь впечатлениями.
Андрей Патрушев
Автор сайта
Сообщения: 10615
Зарегистрирован: Вт май 30, 2006 19:17
Откуда: Екатеринбург
Контактная информация:

Сообщение Андрей Патрушев »

Замечательный опыт!
Мало кто вот так берет и экспериментирует. Примите моё искреннее воскхищение!
Теперь несколько мыслей по поводу. Время сессии элементарно регулируется в любую сторону в довольно широком диапазоне (см. инструкцию).
Если бы Вы сначала сделали опыт с майндмашиной, а потом без, то, скорей всего, большой разницы бы не заметили. Потому что майндмашина это, прежде всего, тренировка мозга.
При слишком большой яркости и громкости эффективность применения снижается.
Если нет ежедневной практики по изучаемому языку (хотя бы книжку интересную почитать), то такое изучение почти бесполезно...

Удачи идущим!
Аватара пользователя
Malvina
Сотрудник mindmachine.ru
Сообщения: 239
Зарегистрирован: Чт апр 06, 2006 4:05
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Malvina »

Если нет ежедневной практики по изучаемому языку (хотя бы книжку интересную почитать), то такое изучение почти бесполезно
:lol: Полностью согласна. Приходилось себя сдерживать. Только сейчас начинаю с предложениями работать.
У меня еще три группы слов подготовлены. Хочу с "Ультрамозг" поэкспериментировать.
Андрей Патрушев
Автор сайта
Сообщения: 10615
Зарегистрирован: Вт май 30, 2006 19:17
Откуда: Екатеринбург
Контактная информация:

Сообщение Андрей Патрушев »

Удачи идущим!
Ответить

Вернуться в «О майнд машинах»