Инициативной группой по заданию Хамбо Ламы Аюшеева 24 мая 2003 года были произведены работы по извлечению Священного сосуда (бумбэ), заложенного Пандито Хамбо Ламой Итигэловым в 1922 году в местности Талын Обоо. Идентичный бумбэ был погружен в основании Дворца Хамбо Ламы Итигэлова.
Одним из важнейших событий, произошедших в конце 2004 года, следует считать совместный с Российским государственным гуманитарным университетом проект по биохимическому исследованию образцов волос, кожных покровов и ногтей Хамбо Ламы Итигэлова. Исследования провел известный ученый, специалист Российского центра судмедэкспертизы Минздрава России, доктор медицинских наук, заведующий отделом идентификации личности В.Н. Звягин.
Полученные результаты ошеломили эксперта: спектральный анализ не выявил в органических тканях тела ничего такого, что отличало бы их от тканей живого человека: тело Итигэлова (включая даже глаза) соответствует всем параметрам тела живого человека. Однако практически все эксперты сходятся на том, что состояние, в котором находится Итигэлов, не относится ни к одному из трех известных нам состояний после физической смерти. Здесь следует отметить, что физическая смерть определяется неспособностью организма производить внешнюю работу, то есть расходовать и получать энергию.
Принято считать, что существуют три состояния тела после физической смерти. Первое — мумификация, когда тело совершенно обезвожено. Второе — состояние торфяного дубления, когда тело человека, попадая в болото, приобретает красный цвет и лишается жидкости. Третье состояние — жиро-воска. Ученые называют феномен Итигэлова «четвертое состояние смерти». Дело в том, что Итигэлов 75 лет находился на глубине 2,5 м в деревянном саркофаге (кедровом ящике), окруженном солью. Если бы Итигэлов был в состоянии человека, умершего обычной физической смертью, то соль должна была бы разъесть все содержимое. Но когда Итигэлова подняли, кедровый короб (бумхан) и тело были в отличном состоянии. Причем патологоанатомы были уверены в том, что через три-четыре часа после подъема тело превратится в тлен. Ведь обычно резкие изменения внешних условий приводят именно к таким последствиям. Но с Итигэловым этого не произошло. Как тело человека, находившееся в соли 75 лет, сохранилось неизменным?
Сейчас Итигэлов в течение почти семи лет находится в Иволгинском дацане. Поза лотоса, в которой он 75 лет сидел в кедровом коробе, сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Хотя летом жара в Бурятии достигает сорока градусов и никаких холодильных установок нет, тело Итигэлова не подвергается гниению или разложению. Доступа света, искусственного освещения в помещении нет, — проникает лишь тусклый свет с первого этажа. При этом все, кто приходят сюда, говорят, что испытывают на себе мощный тепловой поток, исходящий от тела Итигэлова. Более того, его лицо покрывается потом, то есть имеет место расход энергии. Как, каким образом поддерживается энергетический баланс, когда нет видимого доступа к свету, потоку солнечной энергии, когда нет никакого физического воздействия, нет ничего, что можно было бы считать энергоподпиткой?
Спектральный анализ волос, ногтей и кусочка кожи Хамбо Ламы Итигэлова никаких разрушительных изменений не выявил. Органический состав тканей Хамбо Ламы соответствует органическому составу тканей обычного человека. Внутренние органы целы. Согласно двум актам судмедэкспертизы, никаких следов бальзамирования на теле ламы не выявлено. Не похоже это и на процессы мумификации или дубления. Состояние летаргического сна ученые также исключают. «Ни одного официально зарегистрированного факта подобного рода в мире больше нет. Часто можно услышать, что, дескать, в Тибете чуть ли не каждый второй впадает в подобное состояние и находится в нем тысячи лет. Однако ученые до сих пор ни одного подобного случая не знают. Те ламы, которых можно увидеть в Тибете и Юго-Восточной Азии, не только не напоминают живых, но даже покрыты лаком и позолотой. В Улан-Удэ мы столкнулись с исключительным случаем», — заявила исследовательская группа на пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс». Результаты исследований были обнародованы 1 декабря 2004 года через агентство «Интерфакс» профессором Г.Г. Ершовой, а также 21 декабря 2004 года в РИА «Новости» профессором В.Н. Звягиным, директором Института Итигэлова Я.Д. Васильевой, и представителем Института Итигэлова в Москве Артуром Мункуевым. На пресс-конференции часть слайдов презентации, представленной Институтом, в частности, портрет I Хамбо Ламы Заяева и фотография XII Хамбо Ламы Итигэлова, снятая в 2004 году, фото- и видеоаппаратура не смогли зафиксировать. По просьбе президента Ассоциации иностранных журналистов, аккредитованных при МИД России, Адиб Аль-Саеда, была проведена проверка всей презентации Института; результат был прежний. Это вызвало ажиотаж среди журналистов.
В марте 2005 года в Российском государственном гуманитарном университете впервые состоялась открытая лекция директора Института Хамбо Ламы Итигэлова на тему «Феномен Хамбо Ламы Итигэлова», в которой также приняли участие ректор Буддийского университета Раднаев Ганжур Лама и профессор Г.Г. Ершова.