Пробуждение и трансцендентальность. Техно-шаманизм

Техно-шаманизм

перейти в содержание книги

по книге: Mega Brain Power by Michael Hutchison
перевод: Никонов Владимир
mindmachine.ru

Сам исток, сокровенный смысл, внутреннее ядро, глубинная суть, вселенская мудрость каждой известной высокой религии… возникало как глубоко личное, единственное в своем роде озарение, откровение или экстаз, исступленный восторг особо чувствительного пророка или проповедника.


Абрам Маслоу (Abraham Maslow)
«Религии, ценности и пиковые ощущения (Religions, Values and Peak Experiences)

Но сейчас должно быть ясно, - и многие открыли это для себя, - что инструменты для мозга дают все возможности для прямого доступа к трансперсональному опыту и опыту выхода за пределы сознания и тела.

Некоторые читатели найдут это странным и удивительным, а именно что технологические продукты и достижения современной материалистической науки используются как инструменты для спиритического опыта.

Но, как заметил Станислав Гроф (Stanislav Grof, M.D.), наши «трансцендентальные импульсы» или «духовные стремления» всегда были самой мощной движущей силой человеческих поступков – стимулом, двигателем более значительным, чем даже сексуальное влечение. И в своей жажде трансцендентального опыта люди всегда использовали самые прогрессивные технологии, доступные им, от манипуляций с огнем и светом, известных с древних времен, до барабанов и песнопений, и так далее, вперед с развитием истории человечества.

http://www.abacaba.ru/index.php/Харнер_МайклСлово технология, в конце концов, происходит от греческих слов technos и logos, означающих, по сути, организованную форму систематического применения всего объема знаний. Стало быть, использование любых технологий напрямую имеет отношение к тому, что означает «быть человеком».

Одной из самых древних духовных практик является шаманство, или шаманизм. Этой системе духовных техник, по оценке антрополога Майкла Харнера (Michael Harner), по меньшей мере от 30 000 до 50 000 тысяч лет, и она, несомненно, совершенствовалась в течение всей эволюции человека.

Вне шаманизма и параллельно с ним развивались такие духовные практики развития души и тела, как йога, гностицизм, Суфизм, кабаллизм, тантрицизм, таоизм и алхимия.


Власть - людям

Красной нитью сквозь всю историю человечества проходят поиски способа систематизировать и упростить духовные техники, чтобы сделать их более доступными для обучения и обеспечить доступ к основам духовных практик как можно большему числу людей.

Как пишет Герберт Бенсон (Dr. Herbert Benson, The Relaxation Responce): «Уже в двенадцатом веке считалось…, что такой экстаз доступен любому человеку в течение относительно короткого времени в результате регулярных тренировок, включающих пост, контроль над дыханием, координацией движений, а также повторение устных формулировок».

Герберт Бенсон
Герберт Бенсон

Западная материалистическая, рационалистическая научная традиция в течение пяти столетий разными способами предпринимала попытки систематизировать и сделать доступной для всех, - т.е. демократизировать, - мистический опыт. Власть – людям.

Изобретение и быстрое развитие книгопечатания, например, дало возможность миллионам потенциальных читателей приобщиться к избранной информации о духовных техниках, в отличие от прежних времен, когда практика и знания передавались «вручную», от учителя к ученику, от поколения к поколению.

Развитие современной науки являлось в большой степени попыткой повысить познавательные способности человеческого существа, понимание человеком неведомого, мистического, принципов устройства вселенной.

Современная материалистическая и академическая наука, с ее тенденцией к изучению вполне определенной ограниченной области реальности, обычно отрицала трансцендентальные импульсы.

Как писал Гроф (Stanislav Grof, M.D.): «В текущем веке академическая психология и психиатрия игнорировала духовность, считая ее продуктом суеверия, примитивного магического мышления и нездоровой патологии». Но духовный порыв, трансцендентальный импульс так неудержим в человеке, что ортодоксальная наука не смогла его подавить.

Абрам Маслоу (Abraham Maslow) писал, что весь общечеловеческий опыт несет в себе глубокий смысл «объединенного сознания» во многих областях человеческой жизни. В нашу наиболее светскую и материалистическую эру последние исследования показали, что свыше 80% американцев считают себя сильно «религиозными» или «духовными» личностями.

Еще более удивительно, что значительное количество американцев сообщают о своем опыте, который кроме как «мистическим опытом» они никак не могут назвать.

В исследовании 1989 года треть респондентов ответила «да» на вопрос «чувствовали ли вы когда-либо в себе такой мощный духовный импульс, который был способен дать вам возможность выйти за пределы самого себя?». А 12% респондентов заявили, что они испытывали трансцендентальные ощущения «часто» или «большое количество раз».

Инструменты для трансцендентального опыта

Арнольд ШайбельКак говорит Арнольд Шайбель (Arnold Scheibel), профессор медицины калифорнийского университета, Лос-Анджелес, имея в виду себя самого и свою жену Мариан Диамонд (Marian Diamond): «Мы любим рассуждать о том, что когда-нибудь в будущем мозг, по сути, станет религией…».

По многим причинам Мозговая Революция видится мне как взлет духовного поиска: внезапный расцвет науки, движимой страстным желание понять тайну вселенной, преодолев «последний рубеж», поняв, как работает самая сложная система во вселенной.

Они, духовные искатели будут использовать все свои изощренные технологии, чтобы открыть, что происходит в таинственных глубинах человеческого мозга, когда он претерпевает неописуемое явление, известное как инсайт, озарение, вспышка или трансцендентальность.

Как мы видим, эти моменты пробуждения связаны с совершенно определенными физиологическими изменениями в мозгу, включая изменения химического состава и электрической активности.

Вне всяких сомнений установлено, что приборы для мозга, описанные в этой книге, могут производить те же самые решающие изменения в химическом составе мозга и в паттернах активности мозговых волн, какие наблюдаются при спонтанном прохождении личностью через трансцендентальные ощущения, метанормальный или трансперсональный опыт.

Имеет смысл утверждать, что, создавая те же самые паттерны или флуктуации в химическом составе мозга и в его электрической активности, инструменты для мозга могут привести к таким же экстраординарным ощущениям. Все богатство опыта тысяч людей, прошедших через эти ощущения, показывает, что приборы для мозга, не только могут, но и действительно дают возможность их пользователям пройти через этот опыт духовного прозрения.

Я уверен, что приборы для мозга приводят к трансцендентальным ощущениям тем же образом, каким они приводят своих пользователей к творческому прорыву или вспышке, описанному в предыдущей главе. Именно так, как возникновение турбулентности и флуктуаций в мозгу ведет через хаос к высшему творческому порядку, эти же процессы ведут и к описанному опыту высочайшего уровня – опыту инсайта (озарения), мистических прозрений, единения с Богом.

Искатели трансцендентальных ощущений обнаружат, что приборы для мозга могут сыграть для них роль катапульты.

Как и с творчеством, духовный прорыв также зависит от вашей ментальной подготовки, открытости новым ощущениям, от вашего желания отпустить существующий порядок вещей, стремления испытать нечто большее, от вашей духовной жажды.

В зависимости от вашего уровня устойчивости, трансцендентальные ощущения могут варьироваться от нежного, мягкого пробуждения до полного блаженства и моментов безмятежной ясности, до ослепляющих духовных смертей и возрождений, таких, которые испытал Саул по дороге в Дамаск.

Те же, кто уже вовлечен в духовную практику, обнаружат, что приборы для мозга помогут им интенсифицировать и ускорить процесс их собственного духовного роста.

Те, кто практикует медитацию, когда начинают применять приборы для мозга замечают, что погружение  в более глубокое состояние медитации стало доступнее и быстрее, и что они достигают ментальной ясности и люцидности гораздо легче, чем до применения приборов.

Техники по применению приборов для мозга с целью достижения трансцендентальных или пиковых ощущений идентичны тем, что используются для стимуляции креатнивных способностей, описанным в предыдущей главе.

Эти техники включают в себя: достижение состояния глубокой релаксации; освобождение и отпускание желаний защищенности и контроля; увеличение длительности и частоты сеансов; усиление флуктуаций путем погружения в состояния высокоамплитудной, синхронной активности мозговых волн в дельта или тета диапазоне; еще большее усиление флуктуаций путем повышения уровня беспорядочности, непредсказуемости колебаний мозговых волн (варьирование более быстрой и медленной частот, варьирование типов стимуляции и приборов и т.д.).

Разнообразие видов альтернативных состояний мозга, которые могут привести к трансцендентальным или пиковым ощущениям, имеет огромный потенциал, и интенсифицировать этот процесс в вашей власти – путем комбинированного применения приборов и техник для воздействия на мозг.

Точка покоя

Возможно, люди, занимающиеся духовными поисками, сочтут, что я слишком пафосно отношусь к творческим или трансцендентальным порывам и поднимаю слишком много шума по этому поводу. Я хочу указать на то, что все духовные учителя и традиции учат, что внутренние трансцендентальные озарения приходят прямо от Бога или божественного духа.

Это озарение (инсайт) часто возникает как взрыв, ослепляющий свет, прорыв к высочайшему порядку. Но инсайт может прийти и как тотальная пустота, тишина, точка покоя изменяющегося мира.

Духовные искатели в стремлении к этой тишине удалялись в пустыни и пещеры. Они достигали ее, беспрестанно повторяя мантры или молитвы. Как мы уже убедились, инструменты для мозга помогают достичь этой пустоты и полного отсутствия чувств.

Несколько часов во флотационной камере дадут такое ощущение покоя вашей душе и чувствам, какое могут дать многие и многие дни, проведенные в пустыне. Эффективное воздействие генератора единого поля (ganzfeld) приведет вас в мир чистейшей тишины, в котором вы сможете познать божественный дух.

И, в конечном счете, блаженная тишина и есть еще один лик божественного духа, который проходит сквозь всю нашу жизнь, создавая турбуленции, флуктуации и хаос, которые могут разрушить старую структуру и вывести нас на новые, высшие уровни.

Приборы для мозга позволяют пользователям интенсифицировать и ускорить свое движение на пути к божественному духу.

Итак, приборы для мозга могут позволить вам достичь этого. Вы не можете требовать этого, и вам никто не даст никаких гарантий. Статьи в современных научных журналах часто порицают приборы для мозга, провозглашая, что «само по себе использование приборов для мозга не сделает вас лучшей или более глубокой личностью».

Автор, человек с большой практикой медитации, испытывал страх и ужас от мысли, что использование приборов означает одно – он выбросил 20 лет практики в медитации как пустую трату времени.

По его мнению, приборы для мозга не могут автоматически дать состояние, идентичному состоянию глубокой медитации, и, таким образом представляют собой попытку «обмануть Будду».

Если бы это не было так жутко, то выглядело бы, пожалуй, комично. Ругать приборы для мозга за то, что они не превращают вас автоматически в более совершенную личность – это все равно, что ругать самолет за то, что он, взмывая в небеса, не возводит вас прямехонько в святые!

Существует много способа добраться из Нью-Йорка в Сан-Франциско. Вы можете пойти пешком, по пути встретить много людей и приобрести массу интересного жизненного опыта. Или вы можете полететь самолетом. Независимо от того, пойдете ли вы пешком или полетите самолетом, результат будет один: вы прибудете в Сан-Франциско.

Вы прибудете туда другим человеком в случае, если будете путешествовать пешком, нежели по воздуху, но все равно вы окажетесь в одном и том же месте. То, что вы там будете делать, зависит только от вас. Можно искать просветления от монахов в Голден Гейт Парке (прим.: самый большой культурный парк в Сан-Франциско), а можно искать шлюх и наркотики в Тендерлойне (прим.: район Тендерлойн в Сан-Франциско издавна пользуется дурной славой).

Техники для мозга, как и самолеты, могут доставить вас, куда вам нужно – очень быстро и очень доступно. То, что многие из нас выбирают самолет как средство передвижения, не означает, что иногда мы не предпринимаем пеших походов или осуждаем тех, кто путешествует пешком постоянно. То, что я предпочитаю лететь из Сан-Франциско в Нью-Йорк самолетом, не означает, что «я вычеркиваю из жизни 20 лет пеших путешествий как пустую трату времени».

Никогда ничего не пропадает впустую. И выбор путешествий по воздуху вместо пеших не есть способ «обмануть Будду». Как говорил Будда: «Все приходит и уходит… Если вы это понимаете, вы не подвластны печалям. Это сияющий путь». Я уверен, что сияющий путь – это путь, который можно пролететь на 747-м так же, как пройти пешком по дорогам Америки.

Холотропное дыхание

Проблема многих людей, пытающихся достичь пиковых состояний с помощью психоделических препаратов, в том, что такие препараты нелегальны, дают эффекты длительного действия и опасные побочные эффекты. Много лет исследователи подсознания, ученые, исследовавшие трансперсональные состояния, пытались найти такие техники и инструменты, которые бы давали глубокие эффекты трансформации без обратно, вредной стороны.

Одной из ведущих фигур в этой области может быть назван психиатр Станислав Гроф (Stanislav Grof, M.D.). Начиная с 50-х годов, Гроф занимался изучением эффектов психоделиков и показал потрясающие результаты в лечении алкоголизма, наркотической зависимости, неоперабельной онкологии и многих других недугов, используя эти наркотики, чтобы провести своих пациентов через трансцендентальные ощущения.

С запретом психоделических препаратов в 60-е годы Гроф начал исследовать эффекты глубокого и продолжительного дыхания и обнаружил, что они идентичны эффектам психоделиков, а также достижимы быстро и доступно.

В течение 70-80х годов Гроф исследовал эффекты гипервентиляции. Современная наука рассматривает гипервентиляцию как нечто такое, чего следует избегать, ведущее к заболеваниям, страхам, паническим состояниям и даже потере рассудка. Гроф, однако же, обнаружил, что если этим заниматься со всей серьезностью и спокойствием, то глубокое продолжительное дыхание движет личность через кратковременные симптомы гипервентиляции к состояниям расширенного сознания, эйфории, озарениям и трансцендентности, к трансформации личности и изменению всей ее жизни.

Основываясь на многолетнем опыте проведения отдельных индивидуумов и групп через трансцендентные ощущения посредством глубокого продолжительного дыхания, Гроф разработал технику, известную как Техника Холотропного дыхания или Дыхание по Грофу. Название Гроф составил из греческого holos, что означает «весь, целый», и trepein, что означает «движение вперед». Таким образом, Холотропное Дыхание - это то, что «движет вперед, к целостности».

По Технике Холотропного Дыхания во время сеанса присутствует «ситтер» или партнер, в качестве наблюдателя и для поддержания контакта с внешним миром, человек или группа людей ложатся на спину, закрывают глаза или надевают маски и начинают глубоко дышать в сопровождении соответствующей музыки.

Такое дыхание, если его не ускорять и не прикладывать никаких усилий, быстро приводит к отрешенному состоянию. «Ситтер» может не потребоваться, если субъект имеет опыт быстрого погружения в поток мысленных образов и ощущений, подобных сновидениям. К моменту полного погружения субъекта в такое состояние, скорость его дыхания замедляется. Тогда задача «ситтера» легким прикосновением или словом напомнить субъекту о том, чтобы он продолжал глубоко дышать.

Многие субъекты погружаются в диссоциативное или трансцендентное состояние, не ощущая каких-либо значительных физических изменений. Другие, однако, испытывают сильные физические ощущения, как, например, непроизвольные сокращения мышц или спазмы (тетания) чаще всего рук и ног. Они могут превратиться в непроизвольные движения всего тела. Часто дыхание переходит в стоны, завывания, крик, всхлипывания.

Тогда роль «ситтера» – опять же прикосновением или словом - успокоить человека и помочь ему продолжить глубокое дыхание. Когда в процессе субъект начинает испытывать ощущения, которые могут включать в себя ощущения его собственного появления на свет, «ситтер» должен позаботиться о том, чтобы сопровождающая сеанс музыка способствовала и усиливала переживания.

В случаях, когда субъекты испытывают болезненные или травмирующие переживания, как раз такие, как собственное рождение, они могут впасть в состояние шока или испытать удушье. «Ситтер» должен помочь им физически освободиться, раскрыться, расправить грудную клетку, освободить дыхательную систему, контролировать работу легких, крики и стоны. Опыт прохождения через такие мучительные и болезненные переживания дает глубокий эффект исцеления и трансформации.

Как пишет Гроф:
Холотропное дыхание, включенное в процесс глубочайшего самоисследования, имеет огромный исцеляющий потенциал. Те переживания, которые по своей природе сложны и болезненны – если они полноценны и глубоко интегрированы – уничтожают глубинные источники негативных эмоций и напряжения, которые тем или иным образом присутствуют в нашей повседневной жизни.

Экстатические, возвышенные ощущения причастности заряжают личность силой, энергией и оптимизмом и повышают самооценку. Они очищают чувства, делают их более восприимчивыми к экстраординарному богатству, красоте и таинству бытия…

Холотропные приборы для мозга

Я исследовал эффекты комбинированного использования приборов для мозга и Техники Холотропного Дыхания. Как и следовало ожидать, приборы для мозга интенсифицируют и ускоряют эффекты альтернативных состояний, производимые этой техникой. Применяемые параллельно, техники стимулирования мозга и Техника Холотропного Дыхания обеспечивают достижение экстраординарных и трансцендентных ощущений.

Рассматривая многие другие случаи применения техник для воздействия на мозг, мы выяснили, что часто бывает полезным фокусировать внимание на специфической проблеме или области, над которой мы работаем в процессе сеанса, начиная с визуализации спортивного исполнения до всех типов самовнушения. Но для холотропных сеансов воздействия на мозг такой целенаправленности не требуется и даже не рекомендуется.

Что здесь наиболее важно – так это освободиться от направленной активности, отпустить любые попытки контролировать то, что мы будем испытывать и позволить подсознанию быть нашим проводником. Наше подсознание со сверхъестественным профессионализмом приведет нас именно туда, куда нам нужно.

Как пишет Гроф:
«Неординарные состояния сознания действуют как внутренняя система радаров, выискивая наиболее мощные эмоциональные заряды и привнося вопросы, связанные с ними, в наше подсознание, где они будут успешно решены».

Заинтересованные в изучении Техники Холотропного Дыхания, в чистом виде или параллельно с приборами для мозга, должны заниматься этим только в присутствии «ситтера» или доверенного лица.

Физические симптомы, такие как шоковое состояние или конвульсии, нетипичны, но возможны. В таких случаях опытный «ситтер» предотвратит повреждения и сыграет решающую роль, помогая вам полностью раскрыть свое дыхание. Когда вы будете проходить через пугающие и травмирующие ощущения, они могут так поглотить вас, что недолго совсем потеряться в дебрях холотропного «путешествия».

В таких случаях «ситтер» поможет вам прийти в себя, мягко ободрит вас, поможет вам пройти через все эти ощущения к логическому – исцеляющему – завершению. Поскольку приборы для мозга усиливают эффекты Техники Холотропного Дыхания, всегда пользуйтесь поддержкой «ситтера» во время своих исследований и экспериментов.

Труды Станислава Грофа одновременно наглядны и чрезвычайно полезны на практике.

Рекомендумая литература:

The writings of Stanislav Grof, M.D., including Adventures in Self Discovery (New York: SUNY Press, 1985), and his recent The Holo-tropic Mind, with Hal Zina Bennett, Ph. D.; (San Francisco: HarperCollins, 1992), are at once visionary and supremely practical.




ООО «Компьютерия», 119334 г. Москва, Ленинский проспект, дом 45
ИНН: 7730533653, ОГРН: 1057749322620
(499) 135-33-81, +7-916-164-74-74, mindmachine@bk.ru
о проекте, прайс