От неспособности к обучению к суперспособностям

От неспособности к обучению к суперспособностям

перейти в содержание книги

по книге: Mega Brain Power by Michael Hutchison
перевод: Никонов Владимир
mindmachine.ru

Несколько лет назад я получил ряд телефонных звонков и писем от одного человека из Мидвеста, который страдал функциональным расстройством мозга – неспособностью к обучению. Он спрашивал, может ли он приехать на побережье и поработать со мной в главном офисе моей лаборатории Мегабрэйн.

Он был готов на все, чтобы получить возможность поработать с приборами для мозга в надежде на то, что какой-нибудь из них ему поможет. Тронутый таким твердым намерением все отдать и переехать в чужой город в надежде на, как он выражался, «стать умнее», я пригласил его.

Сразу стало ясно, что этот мужчина, назовем его Билл, - старательный, добрый, сердечный человек, но имеющий действительно серьезные проблемы – низкий IQ; трудности с чтением, письмом и самовыражением; и настолько низкую самооценку, что он, практически, извинялся всякий раз, когда допускал малейшую ошибку, оправдываясь, что, мол, он заранее знал, что эта задача ему не по силам, что этого-то он и боялся – все завалить.

Я вспомнил, что когда-то читал о том, как психологи используют метод биологической обратной связи для лечения расстройств способностей к обучению. Они обнаружили, что определенные виды расстройств (особенно расстройство внимания с гиперактивностью, ADDH) связаны с ненормально медленной активностью мозговых волн в некоторых областях мозга, включая двигательную область коры головного мозга и префронтальную кору головного мозга, которые задействуются, когда человек концентрирует на чем-то свое внимание или пребывает в спокойном состоянии.

Итак, ЭЭГ – биологическая обратная связь использовалась психотерапевтами для того, чтобы обучать своих пациентов с расстройством внимания ускорять мозговые волны в бета диапазоне (на частоте около 14 Hz). Результаты впечатляли: средний уровень IQ повышался с 12 пунктов до 20 и более.

Любопытный факт: я прикрепил Биллу датчики 24-электродного прибора ЭЭГ, отображающего цветную топографическую схему его мозговой активности. Наблюдая перемещение схем по монитору, я был удивлен: частоты практически всех мозговых волн Билла располагались в тета диапазоне (4-8 Hz), небольшой процент – в дельта диапазоне, т.е. еще более медленные волны, что обычно наблюдается в состоянии глубокого сна или комы, и небольшой процент – в диапазоне альфа. В бета диапазоне вообще не наблюдалось никакой активности мозговых волн, равно как и не наблюдалось активности на частоте выше 10 Hz. Это был очевиднейший случай расстройства способностей к обучению.

Не удивительно, что Билл испытывал такие проблемы с чтением, письмом и самовыражением – он все время находился в полукоматозном состоянии.

На следующий день я должен был отправляться в шестинедельную поездку по Европе, и попросил Билла проводить хотя бы один сеанс в день с одним из наших приборов светозвуковой стимуляции (LS) на частоте от 15 до 20 Hz.

Незадолго до этого я читал труд одного из исследователей метода электростимуляции мозга (CES) из Техаса, доктора Алена Чайлдза (Аllen Childs), исполнительного медицинского директора оздоровительного реабилитационного центра и ассистента профессора фармакологии техасского университета в Остине.

Чайлдз применял CES при лечении пациентов, страдающих расстройством внимания, приобретенным в результате травмы головы. Через 3 недели он обнаружил, что его пациенты показывают «значительное пост-терапевтическое повышение баллов» в таких областях, как скорость мышления, зрительно-моторные функции, контроль импульсивности, зрительное и слуховое восприятие, контроль и концентрация мышления и многих других.

Чайлдз также применял CES при лечении пациентов, страдающих расстройством кратковременной памяти (КВП) и амнезией, полученными в результате травм и повреждений головы, и имел большой успех в восстановлении памяти. Итак, в дополнение к прибору LS, я попросил Билла ежедневно проводить сеанс CES. Билл уверил меня, что будет регулярно использовать оба этих прибора.

Когда я вернулся, Билл очень изменился. Теперь он читал и писал быстро и осознанно. Что еще более поразительно, он приобрел уверенность в себе. Даже его голос изменился – из дрожащего хилого полушепота превратился в прекрасный баритон. Он теперь принимал активное участие в деятельности офиса и давал рекомендации, полезные для более эффективного управления. Я повсюду находил заметки Билла, содержащие идеи для новых предприятий, интересные предложения, наблюдения и даже остроумные шутки.

К сожалению, внезапно Биллу пришлось вернуться домой в Мидвест в связи с болезнью кого-то из членов семьи – семьи, в которой он был так глубоко несчастлив. Я настоял, чтобы он взял с собой майнд машину и прибор CES. Несколько месяцев спустя он позвонил, и я по голосу понял, что он скатился в свое прежнее состояние, как он сам сказал, превратился в «тупого» себя. Он не пользовался приборами – родители ему не позволили. Через несколько месяцев я получил от него открытку к Рождеству, я едва смог разобрать текст. Уже долгое время я не получаю от него вестей, и боюсь, не получу никогда. Если тебе случится читать эти строки, Билли, дай мне знать. Я скучаю по тебе.

Видео игра для стимуляции мозговых волн Pac-Man

Случай с Биллом был моим знакомством с ADDH, расстройством способностей к обучению, и с возможностью лечения этого расстройства с помощью технологий для мозга. К настоящему моменту в этой области сделано невероятное количество исследований, открытий и прорывов.

Выяснилось, что 95% случаев ADDH и связанных с ним расстройств способностей к обучению распознаются с помощью анализа ЭЭГ субъекта. Исследования в области ЭЭГ - биологической обратной связи, о которых я упоминал ранее, включают в себя основополагающие труды Джоэл и Джудит Любар (Joel и Judith Lubar) и Майкла Тензи (Michael Tansey), которые использовали ЭЭГ для повышения тета и бета активности в диапазоне частот 11-19 Hz.

Выяснилось, что это давало невероятные изменения у субъектов, страдающих расстройством внимания с гиперактивностью (ADDH), дислексией и специфическими расстройствами способностей к обучению. Тензи, например, отметил повышение IQ своих пациентов на 19 пунктов.


Доктора Зигфрид и Сюзан Отмер (Siegfried и Susan Othmer) со своей тренировочной системой ЭЭГ-биологической обратной связи, повышающей IQ, «Pac-Man»
Компания EEG Spectrum, inc.

Доктор Зигфрид Отмер в дальнейшем усовершенствовал свою тренировочную систему ЭЭГ – биологической обратной связи, с тем, чтобы она стала более доступной, благодаря упрощенной системе использования, и могла бы принести субъекту не только пользу, но и развлечение. В его клиниках EEG Spectrum в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско активность мозговых волн субъектов отображается на мониторе видео игры Pac-Man.

Субъектам предлагается заставить изображение двигаться быстрее. Когда они понижают тета волны (4-7 Hz) и быстрые бета волны (22-40 Hz) до отметки, не превышающей порогового уровня, тогда как желаемые бета волны превышают пороговый уровень (15-18 Hz), видео игра ускоряет темп. Если активность в нежелательном диапазоне тета или быстрых бета волн повышается, видео игра замедляет темп или совсем останавливается.

В процессе одного из своих контролируемых исследований Отмер обнаружил, что такая бета тренировка повышает средний уровень IQ на 23 пункта. В случаях, когда стартовый уровень IQ не превышал отметки 100, наблюдалось повышение среднего уровня IQ на 33 пункта. Отмер также отметил значительные улучшения зрительной и слуховой памяти, а также улучшение навыков чтения и арифметических способностей.

В процессе следующего годового исследования субъекты продемонстрировали повышение самооценки и концентрации внимания, а также значительное улучшение в таких областях, как правописание, школьное обучение, улучшение сна, снижение раздражительности, гиперактивности, улучшение в области вербального самовыражения и организованности, уменьшение головных болей.

Клиническая работа Отмера, пропустившая тысячи пациентов, подтвердила все результаты его годового научного исследования.

Поразительно, но все изменения характеризуются стабильностью. Отмер говорит: «Тренировочные занятия подтверждают растущую стабильность позитивных изменений вопреки наличию кортикальной гипервозбудимости. Тренировочные занятия, по всей видимости, стабилизируют нарушенную саморегуляцию центрального механизма возбуждения… Работа несовершенного механизма дает маленькую, неуловимую ошибку в «компьютерном железе», которая ведет, в свою очередь, к заметным и значительным «ошибкам в программном обеспечении человеческого мозга». Если «аппаратная часть» работает исправно, то никаких ошибок не будет.

Отмер и другие исследователи метода ЭЭГ – обратной связи пришли к заключению, что на противоположное состояние, характеризуемое как «пониженное возбуждение», также положительно влияют тренировочные сеансы на бета частоте. Такие нарушения включают в себя депрессию, нарушения сна, хроническую усталость, различные приступы, головные боли, перепады настроения, чувство тревоги и повреждения головы, как, например, сотрясения. На самом деле, Отмер отмечает, что все эти расстройства имеют отношение к повреждениям головы, включая родовые травмы (что является разновидностью повреждений головы).

И, говорит Отмер, многие нарушения, являющиеся следствием повреждений головы, у взрослого человека проявляются как расстройство внимания… В процессе сеансов на частоте бета мы имеем дело с пониженным возбуждением, являющимся результатом либо травмы, либо генетической наследственности».

Одно из самых многообещающих открытий 1990х годов, этого «десятилетия мозга», - говорит Отмер, «есть факт, что наш мозг чрезвычайно подвержен эффективным изменениям его собственных функций, если к нему подобрать нужный ключ». Собственный исцеляющий потенциал мозга очевиден по таким явлениям, как, скажем, эффект плацебо или спонтанная ремиссия. Но Отмер уверен: «Того, что человеческий мозг способен проявлять спонтанно, мы можем добиться на регулярной основе».

Проведем свет к мозговым волнам

Для многих исследователей уже очевидно, как мне на примере Билла, что синхронизация мозговых волн на бета частотах с помощью прибора светозвуковой стимуляции (LS) представляет собой гораздо более быстрый способ добиться повышения уровня IQ, чем с помощью многочисленных тренировок и частых визитов в клинику, которых требует традиционная система тренировок по методу ЭЭГ – биологической обратной связи.

Например, доктора философии Гарольд Рассел (Harold Russel) и Джон Картер (John Carter) из университета в Хьюстоне провели ряд исследований, в которых использовали приборы LS (майнд машина) для лечения расстройства внимания с гиперактивностью (ADDH) и других нарушений способностей к обучению. Они обнаружили, что лечение с использованием LS приводит к четкому и значительному повышению уровня IQ. Что интересно, они протестировали субъектов, чьи баллы вербального IQ были, по меньшей мере, на 15 пунктов ниже их исполнительского IQ (согласно шкале Векслера измерения интеллекта для детей); сеансы с прибором LS давали мощное повышение вербального IQ и никакого повышения исполнительского IQ.

У субъектов, чьи баллы исполнительского IQ были, наоборот, на 15 пунктов ниже их вербального IQ; сеансы с прибором LS давали мощное повышение исполнительского IQ. Это привело Рассела и Картера к очевидным выводам, что приборы LS не только значительно повышают ментальные функции пациентов, страдающих ADDH, но повышают активность именно тех областей мозга, чье функционирование давало показатели ниже нормы.

Рассел и Картер применяли 20-минутные сеансы светозвуковой стимуляции, в продолжение которых альфа волны на частоте 10 Hz сменялись бета волнами на частоте 18 Hz. Периоды стимуляции были разделены короткими промежутками без стимуляции. Очки, которые они использовали, «имели прозрачную нижнюю часть, что позволяло детям заниматься другим видом деятельности во время сеансов стимуляции». Это избавляло ученых от необходимости «постоянно уговаривать детей посидеть спокойно в темноте 20 минут».

В результате всех исследований выяснилось, что группы, получавшие сеансы LS, показали значительное улучшение функционирования мозга. Группы, которые начинали с низкими баллами вербального IQ, показали улучшение вербального IQ, правописания и арифметики. Группы, которые начинали с высокими баллами вербального IQ, но с низкими баллами исполнительского IQ, показали улучшение исполнительского IQ, чтения, правописания и памяти.

Рассел и Картер пришли к заключению, что систематическое регулярное использование стимуляции LS дает «измеряемые улучшения функционирования того полушарии мозга, которое проявляло пониженный уровень функционирования».

Они отметили, что уравнивание функционирования полушарий может стать важнейшим звеном при лечении расстройств обучения и внимания, гиперактивности. Также они отметили, что «степень улучшений функционирования мозга связана с количеством сеансов».

Средний уровень улучшений у их субъектов составил от 5 до 7 пунктов IQ при гораздо меньшем количестве сеансов, нежели тот же результат традиционного лечения методом ЭЭГ – биологической обратной связи. Исследователи отметили, что стоимость оборудования LS невелика, и прибор так прост в применении, что даже дети могут научиться пользоваться им самостоятельно.

Оборудование, используемое для сеансов ЭЭГ, стоило от 4 000 до 20 000 долларов и более, и сеансы проводились один на один с хорошо тренированным субъектом. Рассел и Картер подсчитали, что стоимость тренировочного курса с оборудованием LS «составила бы менее 5% от стоимости тренировочного курса методом ЭЭГ – биологической обратной связи… Такая огромная разница в стоимости делает метод LS доступным большому количеству детей и взрослых, которые в ином случае были бы лишены возможности подобного лечения».

Итак, ученые заключили, что: LS «представляет собой эффективное, недорогое, легкое в применении средство для детей с нарушениями способностей к обучению и с дефицитом внимания».

Они разработали специальный прибор LS с возможностью стимулировать мозговые волны в диапазоне частот от 10 до 18 Hz, который они сочли наиболее эффективным. Теперь этот прибор доступен для пользования другим клиническим специалистам.

Рассел и Картер также отметили, что: «Параллельное применение ЭЭГ – биологической обратной связи с синхронизацией ЭЭГ [прибором LS] повышает возможности стимуляции мозга». Это может «сократить количество и продолжительность тренировочных сеансов, необходимых для улучшения функционирования мозга. Предварительные результаты воодушевляют». Ряд терапевтов, включая Лен Окс (Len Ochs), используют такой метод световой стимуляции и получают значительные результаты.

Исследования Рассела и Картера наводят на мысль, что такая стимуляция может привести к улучшению функционирования мозга и у людей, страдающих другими расстройствами мозга. Например, они провели длительное обследование пациентки, пострадавшей от повреждения мозга. Ее IQ до повреждения составлял 140 пунктов. Девять месяцев спустя после повреждения уровень ее познавательных способностей составлял «от 70 до 80 пунктов IQ». После часто проводимых сеансов LS в течение года уровень ее познавательных способностей снова поднялся до отметки 140.

Вдобавок к восстановлению познавательных способностей сеансы LS восстановили двигательные способности ее парализованных рук и ног, что привело к «значительному понижению мышечной спастичности и к улучшению моторных функций с увеличением количества сеансов".

Рассел и Картер предположили, что использование приборов LS совместно с методом ЭЭГ «стимулирует либо успешное создание новых нервных путей в мозгу, либо восстановление старых, поврежденных нервных путей».

Другие ученые использовали приборы LS для улучшения способностей к обучению и лечения расстройств таких способностей. Ученые-терапевты, такие как Рэйма Дитсон-Зоммер (Rayma Ditson-Zommer) из Финикса, штат Аризона, и доктор Рут Олмстед (Ruth Оlmstead) из Сан-Диего проделали интенсивную работу по применению приборов LS для подавления стресса. Они заметили, что лечение значительно повысило IQ субъектов, позволяя им, по словам Дитсон-Зоммер, «функционировать на комфортном уровне, без ощущения угрозы, что давало снижение чувства тревоги и стресса на время обучающих сеансов».

Основываясь на своих успехах в лечении расстройства внимания с гиперактивностью (ADDH), как Дитсон-Зоммер, так и Олмстед разработали специальные программы по применению систем LS. Их программы отличаются от программ Рассела и Картера. В них акцент делается не на повышение бета активности; это релаксационная программа, которая должна использоваться вместе с релаксационной пленкой, содержащей запись релаксационной музыки и бинауральных ритмов.

Субъекты, страдающие ADDH, несомненно, испытывают стресс в связи с трудностями в обучении. Это создает замкнутый круг, в котором стресс, связанный с расстройством способностей к обучению, влечет за собой еще большие проблемы в обучении, что опять же ведет к дальнейшему увеличению стресса. Олмстед и Дитсон-Зоммер используют приборы LS для достижения релаксации и уменьшения стресса, и, таким образом, расчищают людям путь для оптимального использования способностей к обучению, данных им от природы.

Применение цветного света для лечения расстройств способностей к обучению

Еще одно завершенное исследование последних лет, в ходе которого изучалась световая стимуляция, - на этот раз стимуляция цветным светом - дало невероятные результаты. Кэрол Рустиган (Carol J.Rustigan), специалист по расстройствам способностей к обучению из университета штата Калифорния в Сакраменто, сравнила эффекты 20 сеансов прослушивания записей релаксационной музыки, оказанные на взрослых, страдающих этим недугом (контрольная группа), с эффектами 20 сеансов с применением Люматрона (экспериментальная группа).

Результаты были очевидны. В тестах по чтению экспериментальная группа показала значительное увеличение количества правильных ответов (как по словарному составу, так и на понимание текста), что продемонстрировало повышение способностей к чтению у участников группы. Экспериментальная группа также продемонстрировала увеличение количества правильных ответов на вопросы по восприятию, причем повышение их способностей к восприятию было очевидно взаимосвязано с увеличением скорости чтения.

Также участники этой группы показали значительное увеличение способностей к обработке информации, включая увеличение способностей к сохранению и последующему использованию обработанной информации по шкале памяти Векслера (логическая память).

Эти результаты подтверждают вывод Якоба Либермана (Jacob Liberman) и Джона Даунинга (John Downing) о том, что польза подобного типа терапии световой стимуляцией не ограничивается лишь улучшением зрительного восприятия. С другой стороны, релаксационная (контрольная) группа не показала значительных изменений по всем параметрам.

Выводы Рустиган (Rustigan):
Возможно, увеличение количества световых сеансов…стало причиной самых замечательных результатов исследования. Пользователям Люматрона было предписано 60 и более сеансов цветного света (с музыкой)…Поскольку большинство взрослых, страдающих расстройством способностей к обучению, положительно отнеслись к курсу лечения с большим количеством сеансов, планируемые будущие исследования эффектов сеансов цветного света вкупе с упражнениями в релаксации или музыкой могут быть весьма результативны.

Она также пришла к выводу, что:
Результаты совершенного исследования доказали, что эффекты воздействия цветного света приносят огромную пользу взрослым, страдающим расстройством способностей к обучению.

Задокументированное улучшение способностей к чтению, восприятию и памяти является многообещающим результатом для дальнейшего развития в области лечения расстройств способностей к обучению у взрослых, связанных с трудностями зрительного восприятия, проблемами с чтением и сохранением информации.

Электростимуляция мозга (CES)

Многие ученые обнаружили, что CES, в общем и целом, эффективна для усиления познавательных способностей. В ходе одного из исследований (Madden и Kirsch) с помощью CES были улучшены результаты задания на укрепление психомоторики, что проявилось в усилении концентрации внимания и ясности сознания.

Другие исследователи (Ray Smith) обнаружили также, что CES повышает IQ и дополнительные познавательные функции у людей, страдающих различными типами обратимых повреждений мозга. Дальнейшие исследования показали, что CES оказывает успокаивающий эффект на людей, страдающих необоснованным чувством тревоги и беспокойством, параллельно с усилением концентрации внимания и ясности сознания. А также CES доказала чрезвычайную эффективность в лечении незначительных повреждений мозга, являющихся результатом травм головы.

Поскольку, как указывает Отмер (Othmer), расстройство способностей к обучению непосредственно связано с незначительными повреждениями мозга, имеет смысл утверждать, что CES принесет огромную пользу в лечении таких расстройств.

Лоренс Вильсон (Lawrence Wilson), доктор философии, и Ален Чайлдз (Allen Childs), доктор медицины, изучили эффекты CES, оказанные на субъектов, страдающих дефицитом внимания. Их подопечные были жертвами повреждений головы, но, как указывают исследователи, дефицит внимания есть ключевой компонент ADDH (расстройства внимания с гиперактивностью).

После трехнедельного лечения, состоящего из пятнадцати 50-минутных сеансов CES, субъекты показали поразительные улучшения в таких областях как внимание к выполняемому заданию, скорость мышления, зрительно-моторные функции, контроль импульсивности, зрительное и слуховое восприятие, контроль и концентрация мышления; причем скорость мышления проявила тенденцию к дальнейшему увеличению.

В добавление к сказанному, я получаю многочисленные содержательные позитивные сообщения об эффектах CES, оказанных на память, внимание, концентрацию, ясность сознания и другие важные познавательные функции.

Хотя полноценного развернутого исследования CES в качестве средства лечения расстройств способностей к обучению проведено не было, я убежден – факты говорят о том, что этот метод чрезвычайно эффективен для указанных целей. Рут Джонс (Ruth Jons) из Солт Лэйк Сити в течение нескольких лет добилась потрясающих успехов в своем институте, применяя для лечения расстройств способностей к обучению прибор светозвуковой стимуляции (LS) совместно с электростимуляцией мозга (CES).

Ноотропные вещества и расстройство способностей к обучению

Результаты ряда исследований в области применения веществ, усиливающих познавательные функции мозга, попавшие не так давно в поле моего зрения, навели меня на мысль, что кое-какие из этих препаратов могли бы быть полезны для людей, страдающих ADDH (расстройством внимания с гиперактивностью).

Немецкий журнал в области психофармакологии опубликовал доклад об исследовании, проведенном по методу «двойной слепой» (прим.: эксперимент, в котором испытатель и испытуемый не знают о реальной цели эксперимента, так как это знание может повлиять на результаты; напр., врач и пациент не знают о том, какое именно лекарство тестируется). В ходе исследования было проведено сравнение воздействия пирацетама на частоту ЭЭГ мальчиков с расстройством способностей к обучению с эффектами плацебо. Интригующий факт: «пирацетам вызвал понижение дельта активности и повышение среднего уровня частот ЭЭГ». Ускоряя активность мозговых волн и подавляя дельта активность, препарат повышал ясность сознания, концентрацию и способности к обучению.

В процессе другого контролируемого исследования по методу «двойной слепой», проводимого в Пакистане, ученые сравнивали другой «умный препарат» - Гидергин (эрголоид мезилат) - с плацебо на улучшение познавательных функций и поведенческих симптомов, связанных с расстройствами способностей к обучению у детей.

Они обнаружили, что группа, получавшая Гидергин, показала значительные улучшения речи (усвоение новой лексики, способность к пониманию/осмысливанию речи), социального поведения (общение), внимания/концентрации, восприятия, памяти. Члены этой группы также продемонстрировали общее улучшение поведения (эмоциональная лабильность и чувство коллективизма). Чуть позже мы будем изучать эффекты пирацетама, Гидергина и других «умных веществ», усиливающие работу мозга».

___________________________________________
Практический раздел. Применение технологий для мозга для преодоления расстройств способностей к обучению

К настоящему моменту совершенно очевидно, что инструменты для мозга могут быть невероятно эффективны для преодоления расстройств способностей к обучению.

Возможно, самым важным открытием последних лет является факт взаимосвязи ADDH и других расстройств способностей к обучению с низким уровнем возбуждения, т.е. ненормально медленной активностью мозговых волн (тета и дельта) и недостаточной бета активностью в диапазоне сенсорномоторных ритмов и выше (13-20 Hz).

Т.о., я предлагаю использовать технологии для мозга для понижения активности медленных мозговых волн и повышения соответствующей бета активности.

Расстройства способностей к обучению имеют и стрессовый компонент – очевидно, что люди с подобным недугом испытывают стресс от осознания собственных трудностей с обучением и поведением, и стресс еще более усиливает нарушения функционирования мозга.

Итак, теперь мы исследуем способы применения инструментов для мозга для достижения глубокой и продолжительной релаксации, необходимой для снижения стресса, что внесет свой вклад в преодоление расстройств способностей к обучению.

Расстройства способностей к обучению также связаны с нежелательным поведением, низкой самооценкой, негативным образом самого себя. Я предлагаю техники применения инструментов для мозга для изменения проблемных паттернов поведения и отношения к миру путем подавления негативных скриптов и штампов и использования позитивного внушения, визуализации и рескриптинга в состоянии глубокой релаксации или состоянии, близком к состоянию транса.

Как я уже говорил, в США более ста терапевтов используют в своей практике инструменты для мозга в лечении расстройств способностей к обучению. Среди них Зигфрид Отмер (Siegfried Othmer), использующий в своей работе метод ЭЭГ – биологической обратной связи для нормализации активности мозговых волн; Рут Олмстед (Ruth Оlmstead) и Рэйма Дитсон-Зоммер (Rayma Ditson-Zommer), использующие светозвуковую (LS ) синхронизацию мозговых волн; Лен Окс (Len Ochs), Гарольд Рассел (Harold Russel) и Джон Картер (John Carter), которые комбинируют ЭЭГ и LS для того, чтобы добиться синхронизации ЭЭГ.

Другие клинические специалисты исследуют эффекты CES для нормализации функционирования мозга. Поскольку большая часть всех работ по лечению расстройств способностей к обучению проводилась с детьми, следующие разделы содержат инструкции для использования инструментов для мозга в работе с этим «субъектом». Субъектом, конечно, может стать любой желающий извлечь пользу из этих техник.

Усиление бета

Одна общая очевидная цель в лечении всех типов расстройств способностей к обучению – это повышение низкого уровня возбуждения путем мощной активности бета волн среднего диапазона (15-20 Hz) при подавлении мощности и частоты медленных (тета и дельта) и быстрых бета волн.

Системы ЭЭГ

Системы ЭЭГ, используемые для тренировочных бета сеансов, относительно дорогостоящи. Однако общественное осознание пользы таких сеансов все возрастает, и я уверен, что вскоре производители сделают домашние портативные системы ЭЭГ для тренировочных бета сеансов более доступными для потребителя. (Было бы сравнительно просто создать единый прибор, который мог бы стать эффективным тренажером для производства тета, альфа, бета волн – по желанию пользователя).

Некоторые системы ЭЭГ – биологической обратной связи уже сейчас достаточно доступны, чтобы применять их для бета тренировок, хотя они обеспечивают обратную связь только с повышением бета среднего диапазона и не отражают понижение активности медленных или быстрых бета волн. Среди таких систем Mind Mirror (Зеркало подсознания), Brain Exerciser (Тренажер для мозга), Brain Tracer (Исследователь мозга), IBVA.

Свет и звук

Системы светозвуковой стимуляции (LS) чрезвычайно эффективны для синхронизации бета волн среднего диапазона, и несколько существующих недорогих моделей вполне справляются с этой задачей. Программа лечения ADDH Рассела и Картера предусматривает колебания между периодами активности бета на частоте 18 Hz и короткими периодами активности альфа на частоте 10 Hz. Из собственного опыта утверждаю – вы можете получить отличные эффекты, если запрограммируете прибор LS на начальную частоту около 10 Hz, затем совершите скачок до 15 Hz через несколько минут, и потом останетесь на этой частоте - 15 Hz – в течение 20 минут.

Если для вас это будет комфортно, поднимите конечную частоту до 18 Hz и оставайтесь на этой частоте столько времени, сколько вы будете чувствовать себя комфортно. ЭЭГ четко показала, что быстрое понижение дельта и тета активности синхронизирует мозговые волны на частоте мигающих световых стимулов и дает положительные результаты, равные по значимости результатам тренировочных бета сеансов с ЭЭГ.

Я предлагаю принимать несколько коротких (15-30 минут) сеансов в день, вместо единичных длительных сеансов. Также бета сеансы рекомендуется принимать утром или днем, т.к. вечерние сеансы могут стать причиной нарушения сна.

Компакт-диски

Среди компакт-дисков с записями бинауральных ритмов, высокочастотных звуков и других техник, предназначенных для повышения активности бета волн, выбирайте те, которые рекомендуются для повышения концентрации, ясности сознания, усиления познавательных функций. (см. www.yugzone.ru/audio.htm)

Расслабьтесь, проанализируйте, освободитесь, проведите рескриптинг

Расслабьтесь

Хотя многие виды расстройств способностей к обучению связаны с пониженным уровнем возбуждения, это не означает, что такой субъект пребывает постоянно в расслабленном состоянии. Как бы это ни выглядело парадоксально, нормализация мозговых волн в диапазоне 13-19 Hz усиливает релаксацию. Поэтому индивидуумы, принимающие тренировочные сеансы с ЭЭГ или использующие LS-синхронизацию, вполне естественно погружаются в состояние релаксации во время сеанса. CES также дает многим ощущение релаксации.

Погружение пользователя в состояние релаксации с одновременной активностью мозговых волн в «нормальном» диапазоне в течение 15-20 минут ежедневно снижает стресс, чувство тревоги, дает долговременные позитивные изменения поведенческих паттернов. Если ежедневные сеансы продолжаются в течение 2-3 недель, субъект может достичь «порогового эффекта», что приведет его к качественной и долговременной трансформации личности. Для достижения релаксации следует начинать в диапазоне замедленных частот (13-15 Hz, сенсорномоторный ритм).

Если повышение частоты вызывает мускульное напряжение или раздражительность, продолжайте сеанс в сенсорномоторном диапазоне, пока полностью не расслабитесь. Вам может потребоваться несколько сеансов на частоте 13-15 Hz, пока вы не почувствуете, что можете повысить частоту до 15-20 Hz.

Анализируйте

Когда вы почувствовали, что начинаете расслабляться, приступайте к осознанию своего организма. Один из способов – ранее описанная техника осознанного сканирования организма. Если вы будете проводить такое сканирование день за днем, вы сможете более остро осознать физические симптомы своего организма, с которыми вам следует работать.

Освободитесь

Освобождение дает как физиологические эффекты - замедление сердцебиения, понижение кровяного давления, уменьшение других симптомов стресса, так и психологические эффекты – уменьшение чувства тревоги. Вам следует просто осознать физические симптомы и свои эмоции и отпустить их.

Проведите рескриптинг

Используйте инструменты для мозга, чтобы вскрыть старые негативные скрипты, импринты (штампы) и травмы, спрятанные глубоко в подсознании, и изменить их, используя технику рескриптинга.

Визуализация и самовнушение

Визуализация и самовнушение могут применяться сами по себе или параллельно с рескриптингом. Не забывайте включать в комплекс самовнушений утверждения о прощении себя и других.

Самовнушение

Вдобавок к общим положительным утверждениям для внушения создавайте специфические персональные утверждения. Вот некоторые утверждения, которые вы можете счесть полезными.

У меня отличные способности. Я расслаблен и спокоен. Мой мозг работает четко и эффективно. Мое сознание ясное и чуткое. Мои чувства обострены. Я использую все мои чувства для обучения. Я наслаждаюсь школой. Я наслаждаюсь обучением. Я весь внимание. Так здорово получать удовольствие от учебы. Я умен, изобретателен и находчив. Я думаю, что могу сделать все. Я спокоен и уверен в себе. Я хороший человек. Я смел. Я преодолеваю трудности. Я верю в себя. Я люблю себя. Я верю, что обладаю блестящим интеллектом. Я в безопасности. Моя жизнь – радость. Я наслаждаюсь обучением, и я постоянно обучаюсь. Я дышу глубоко, легко и без усилий.

Визуализация

Используйте технику мысленных образов, чтобы живо представлять себе самого себя, обучающимся легко, сполна ощущайте вознаграждение за это в виде собственных достижений и счастья.

Измените точку зрения

Используйте диссоциативные образы, чтобы пройти через неприятные воспоминания своего прошлого поведения, и замените их полноцветными ассоциативными образами желаемого, приятного вам поведения. Войдите внутрь самого себя, сполна прочувствуйте радость и удовлетворение от обучения, Наблюдайте со стороны свое нежелательное поведение в черно-белом варианте, и перемещайте изображение вдаль.

Создание якорей

Используйте технику создания якорей процесса обучения, чтобы сполна испытывать удовольствие от обучения, когда вы будете активировать эти якоря, оказавшись в обучающей ситуации.

Внешние якоря

Когда вы прочно заякорили желаемое поведение и состояние мозга в продолжение сеансов с применением техник для воздействия на мозг, активируйте и используйте их как можно чаще. Один из лучших способов делать это – используя генератор внешних сигналов.

Каждый раз, когда вы принимаете такой сигнал, вы можете, например, вызвать мысленный образ самого себя, сконцентрированного, внимательного, сосредоточенного со всей ясностью мышления; или вызвать внушение типа «Мой ум острый и ясный».

Музыка и программы для тренировки интеллекта




ООО «Компьютерия», 119334 г. Москва, Ленинский проспект, дом 45
ИНН: 7730533653, ОГРН: 1057749322620
(499) 135-33-81, +7-916-164-74-74, mindmachine@bk.ru
о проекте, прайс