Творчество и майнд машины

Творчество и майнд машины

перейти в содержание книги

по книге: Mega Brain Power by Michael Hutchison
перевод: Никонов Владимир
mindmachine.ru

Несмотря на пренебрежение в официальных кругах, весьма значительным остается факт, что те творения человеческого ума, которые несут на себе печать оригинальности и величия, рождаются не в области сознания. Они возникают за пределами сознания и лишь стучат в его дверь, прося впустить их; они проникают в сознание иногда медленно, будто просачиваются, но часто они взрываются в сознании с всепоглощающей силой.

Г.Н.М.Тайрэль
Г.Н.М.Тайрэль (G.N.M. Tyrell)
«Личность человека» (The Personality of Man)

Картина человеческого сознания, заключенного в черепную коробку, представляется нам довольно ясной, когда речь идет об обычном, бодрствующем состоянии человека; но мы не можем объяснить, что происходит, когда мы вступаем в неординарное состояние сознания, такое как состояние транса.

…Необычайно широкий спектр переживаний, который становится доступен нам в таком состоянии, явно говорит о том, что человеческая психика обладает огромным потенциалом преступать те пределы, которыми мы обычно считаем ограничения во времени и пространстве. Современные исследователи подсознания приходят к выводу, что наша психика не имеет реальных и абсолютных границ; напротив, мы являемся частью бесчисленного множества слоев и областей подсознания, которое ведет нас за пределы пространства-времени, в реальности, которые нам только предстоит исследовать.

Станислав Гроф
Станислав Гроф (Stanislav Grof)
«Холотропный мозг» (Holotropic Brain)

Что есть творчество? Некто, занимающийся маркетингом, недавно сказал мне: «Творчество возбуждает, оно внутри нас. Каждый хотел бы быть более творческим». Он рассказал мне, что книги и записи на тему развития творческих способностей раскупаются сейчас в гораздо большем количестве, чем раньше; что «консультанты по креативности» сейчас как никогда востребованы, они нанимаются корпорациями для проведения семинаров по «повышению корпоративной креативности».

Когда я просматривал некоторые книги по развитию творческих способностей, я с неприятным ощущением обнаружил, что большинство людей воспринимают творчество, как «предмет» для изучения, как, например, иностранный язык – пройдите этот курс, и ваши творческие способности поднимутся с уровня В на уровень С.

Другие, похоже, относятся к этому как к искусству, требующему практики, как, например, если бы вы учились ходить на лыжах. Другая категория людей воспринимает творчество как тяжкий труд или нелегкое искусство, которое требует полной самоотдачи и длительного времени, прежде чем начнет приносить плоды, как тай чи, ткачество на вертикальном станке или гольф.

Те люди, которые добились значительного благосостояния, видят творчество, как еще одно ценное приобретение, как Масерати или творение Ван Гога, – эти люди ценят творчество, они находят в нем определенный щегольской шарм, так почему бы не нанять консультанта по творчеству или не приобрести себе что-нибудь этакое?

По моим же собственным ощущениям, путь к творчеству – это еще один психологический процесс, - освободитесь от барьеров и комплексов, позвольте тому, что хранится в вашем подсознании вырваться наружу – и вуаля, вот вам творчество.

Отдельно от всех этих мнений существует ощущение глубочайшей тайны и того, что философ Тайрэль (G.N.M. Tyrell) называет «взрывом всепоглощающей силы», врывающейся из миров, находящихся за пределами индивидуальности, за пределами сознания, - это и есть ключ к настоящему творчеству.

Теперь рассмотрим творчество в том смысле, что это не есть нечто приятное и социальное, а что-то, находящееся за границами сознания. «Творчеству может научиться каждый». – говорит один из современных консультантов по творчеству, «это вопрос лишь вашей открытости собственному подсознанию». Настоящие же творческие гении говорят другое.

Перси Биши Шелли (Percy Bysshe Shelley), английский поэт-романтик (1792-1822), писал: «Поэзия не творится по желанию, это не есть детище, рожденное благодаря усилию воли. Человек не может сказать: «Я буду писать стихи». Даже величайший поэт не может сказать этого. Это происходит так, как будто мелодия поэзии сама приходит к нему».

Йоганнес Брамс

«Внезапно идеи приходят ко мне, прямо от Бога», - говорил Йоганнес Брамс (Johannes Brahms) своему биографу, «но перед моим внутренним взором не просто проходят определенные темы, они также облечены в правильные формы, гармонии и оркестровку».

Джордж Элиот

Джордж Элиот (George Eliot) утверждала, что, когда она писала свои лучшие произведения, некий дух овладевал ею, делая ее «лишь инструментом, которым он, этот дух, действовал».

Уильям Блэйк

Вот что говорил Уильям Блэйк (William Blake) о своем произведении «Мильтон» (Milton): «Я написал эту поэму по мгновенному наитию… без предварительной подготовки, и даже против собственной воли».

Пуччини

Пуччини (Puccini) теми же словами описывает творческое вдохновение, которое снизошло на него для написания оперы «Мадам Баттерфляй» (Madam Butterfly): «Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я был просто инструментом для переложения ее на бумагу и передачи слушателю».

Как точно заметил Шелли: «Одни за другим величайшие писатели, музыканты, художники подтверждают тот факт, что их творения приходят к ним из-за порога сознания».

Порядок вне хаоса

Почему же так происходит, что настоящее творчество «приходит… из-за порога сознания», как будто творческий гений «настраивается» на непостижимую систему вещания другого измерения, недоступную для простых смертных?

Я считаю, это происходит потому, что в самом акте творчества наш мозг перестраивается на совершенно иной способ активности, что невозможно предсказать заранее.

Наш мозг/сознание есть то, что физиологи называют открытой системой – структурой, по которой беспрерывно циркулирует поток вещества и энергии, - кровь, кислород, питательные вещества, мысли и информация.

Этот приток энергии и вещества заставляет мозг вибрировать и флуктуировать. Обычно, в нормальном состоянии сознания наш мозг способен впитывать эти флуктуации и задавать им структуру или внутреннюю организацию (т.е. наше эго; реальность продолжает «иметь смысл»).

Однако, с тем, что все больше и больше энергии проходит через эту систему (т.е. творчески мыслящий человек впитывает все больше и больше информации, у него возникает все больше и больше идей, мыслей, он испытывает все больше эмоций), флуктуации растут, пока не становятся настолько турбулентными (бурными, нестабильными), что система уже не способна их поглощать.

Структура становится все более нестабильной, пока не достигает критической точки, подобно тому, как сложная машина, работая на пределе своих возможностей, находится на грани взрыва. В конце концов, турбулентность возрастает до такой степени, что система уже не может более сохранять свою организацию или структуру. В этот момент она имеет весь потенциал для того, чтобы начать функционировать в любом, совершенно непредсказуемом направлении.

Переход к высшему порядку

Даже незначительная флуктуация может оказаться способной вытолкнуть систему «за край». Когда это происходит, система в целом, как кажется, готова содрогнуться и ввергнуться в хаос. Содержание и структура системы теряет «смысл». В некоторых случаях система может погибнуть. Или она может выжить, выйдя из состояния хаоса с новой структурой, с новой организацией, характеризующейся более высоким уровнем согласованности и упорядоченности – структурой, способной пропустить и обработать большее количество информации без возникновения пресловутых турбулентностей.

Система снова обретает смысл, но в таком новом ключе, что мы никогда не могли и вообразить. Система предприняла гигантский прыжок в неизвестность и «перешла к высшему порядку». Система получила творческое видение мира. Это происходит не только с художниками или так называемыми творческими личностями – это может произойти с любым человеком, испытывающим личностный рост: это не катастрофа, которая выбивает из колеи.

Этот личностный кризис, опыт прохождения через хаос, дезинтеграция личности ведут к дальнейшему росту. Один из самых известных прототипов такой прогрессии - это «Божественная комедия» Данте (Dante, Divina Commedia), в которой читатель впервые проследует через Врата Ада, прежде чем найдет ответы на все превратности жизни.

Поскольку этот прорыв к высшему порядку и высшей когерентности может произойти только тогда, когда существующая структура – «сознательный» ум или наше нормальное состояние сознания – рушится (то, что художники и люди с творческим мышлением часто испытывают как беспорядочную суету идей, неясных образов, неопределенность, смущение, душевные метания), то организация на более высоком уровне должна возникнуть из хаоса и беспорядка, должна возникнуть «за пределами сознания».

Исследования доказали, что такая реорганизация, имеющая место после коллапса, не связана каким-либо случайным или прямым образом с существующей прежде структурой. Невозможно, чтобы возникновение новой структуры было предопределено старыми условиями. В этом смысле – это настоящий квантовый прыжок, смерть, которая ведет к перерождению.

Это, конечно, объясняет, почему художники и другие творческие личности всегда считались слегка тронутыми умом. Действительно, ряд современных психологических исследований позволил сделать вывод, что существует мощная взаимосвязь между творчеством и ментальной «беспорядочностью», ментальным «расстройством».

Если посмотреть под другим углом, это означает, что творческие люди не боятся быть открытыми новым идеям и переживаниям, не боятся отпустить свое эго и то, что для них имело смысл, и погрузиться с головой в неизвестное. Творческие люди имеют веру: они строят свою жизнь на убеждении, что если окунуться с головой в неизвестное, то поднимешься на более высокий уровень и получишь новое видение мира.

Существует очевидный факт, что художники, которые работают таким образом, постоянно находясь в процессе открытий и стремления к неизвестному, более успешны и креативны. Одно из длительных исследований художников началось в 1964 году (Mihalyi Csikszentmihalyi). Двадцать лет спустя выяснилось, что те художники, которые, работая, постоянно находились в процессе открытий и стремления к неизвестному оказались более успешными – по оценкам художественного сообщества – чем их коллеги, которые создавали свои творения прежде всего в своих умах.

Эта теория также объясняет возможности приборов для мозга изменять состояния сознания. Майнд машины постоянно задействуют разные типы энергии, которая постоянно циркулирует в мозгу – свет, цвет, движение, звук, электричество.

Майнд машины используют технологии «состояния искусства», чтобы интенсифицировать эти энергии до такой степени, в которой они очень редко встречаются в реальной жизни, если вообще когда-нибудь встречаются.

Майнд машины посылают в мозг поток энергии такой мощности, что она вызывает флуктуации и турбулентности, способные заставить мозг изменять состояния различным образом.

Абсолютно достоверно теоретически и физически, что технологии для мозга могут изменять электрическую активность, нейрохимическую активность и саму структуру мозга, стимулируя рост нейронов.

Мозговые волны высокой амплитуды, такие как мощная синхронная тета активность, производят реальные флуктуации в мозгу, которые могут разрывать старые нейронные цепи и создавать новые. Такая трансформация, это совершенно очевидно, производит «перезагрузку мозга», создавая новые нейронные связи.

Способы сопротивления новому состоянию

Некоторые люди желают пройти через процесс флуктуации и дестабилизации, ведущей на более высокий уровень, сохраняя при этом неприкосновенной свою привычную застывшую реальность, цепляясь за свою старую структуру, чего бы это ни стоило, даже ценой потери новых возможностей и потенциалов.

На самом деле это есть желание сопротивления неизвестному и стремление защитить установившуюся структуру (свое эго). Это стратегически деструктивный способ, т.к. он преграждает путь к росту. Одни из пионеров в области изучения человеческих потенциалов Абрам Маслоу (Abraham Maslow) писал:

"Мы не только цепляемся за собственную психопатологию, мы также имеем тенденцию избегать личностного роста, так как это влечет за собой страх, трепет, чувства слабости и беззащитности. Итак, мы находим способы сопротивляться, отрицать свои лучшие стороны, свои таланты, чудеснейшие импульсы, высочайшие потенциалы, свои творческие способности".

Обычно люди сопротивляются собственному росту тремя способами.
Это дисперсия (рассеивание, рассредоточение), блокировка, отвлечение.

В случае дисперсии человек пытается рассеять, «распылить» флуктуации, вызванные энергией высокого уровня, циркулирующей в его системе, проявлением энергоподавляющей активности, как, например, разговоры, плач, крик, физические упражнения, принудительный секс и др.

В случае блокировки человек сопротивляется, подавляет, блокирует энергию высокого уровня, циркулирующую в его системе, уединением, депрессией, болезненными состояниями, потерей аппетита, непреходящей усталостью.

Человек также может отвлекать себя от флуктуаций и предстоящего хаоса алкоголем, наркотиками, принудительным сексом, шоппингом, азартными играми, чтением, телевидением и др.

Вот небольшое, но ценное упражнение: вспомните примеры подобного поведения из собственной жизни. Могло ли это поведение быть стремлением подавления креативности и личностного роста?

Счастье освобождения

Творческий взгляд на жизнь, отпускание старых идей, видение мира в новом свете не должно быть для вас пугающей перспективой, не должно быть более пугающим, чем знакомство с новыми людьми или путешествие в незнакомые края.

То, о чем мы говорим, в конечном счете, есть просто процесс последовательной работы мозга. Это процесс, который большинство людей ощущают как величайшее наслаждение в жизни. Это случается, когда мы занимаемся любовью, смотрим на своих спящих детей, поглощены работой или искусством, движимы музыкой или созерцанием красоты, чувствуем приближение новых идей, и во все моменты самореализации, самоисполнения, достижений, умиротворения и радости.

Процесс, когда компоненты нашего мозга перестраиваются, согласуясь с новой реальностью. Это явление, изучению которого психолог Абрам Маслоу (Abraham Maslow) посвятил всю свою жизнь и которое он назвал «пиковые ощущения».

Одна из характеристик «пиковых ощущений» - вам хорошо, вам так хорошо, что вы хотели бы испытывать это в жизни как можно чаще. Это самый мощный стимул человека для достижения таких ощущений. Большую часть нашей энергии и времени мы вкладываем в жизнь, в поиски секса, денег, наркотиков, власти, престижа, мудрости – жалкие, косвенные попытки достичь «пиковых ощущений».

Хорошо бы получать их по своей воле. «Похоже, что удовольствие – это механизм, которым снабдил нас естественный отбор, чтобы обеспечить нам стремление к росту и развитию» (Csikszentmihalyi).

Я уже говорил раньше, что эволюция устроила нас так, чтобы мы стремились к познанию нового, вознаграждая нас за это выделением нейрохимических элементов удовольствия и наслаждения. Точно также мы получаем вознаграждение, подчас даже более экстатическое, за творческое видение мира, за наш прорыв к высшему порядку, за то, что «толкает нас за пределы настоящего, к будущему» (Csikszentmihalyi).

_____________________________________________
Практический раздел – как с помощью майнд машин научиться быть открытым творчеству.

Как с помощью майнд машин повысить свои творческие способности? Описание творчества как внезапной ментальной реорганизации на более высоком уровне может быть разбито на несколько составляющих, включая подготовку, освобождение (отпускание), прорыв или вспышку и интеграцию. Приборы для мозга могут играть ключевую роль в каждом из этих шагов или составляющих.

Подготовка

Творческий прорыв в области квантовой физики имеет место в мозгу людей, которые кое-что знают о принципах квантовой физики. Музыкальное творчество обычно выражается через людей, которые слушали много музыки. Новые видения в области компьютерного дизайна никогда не придут к людям, которые никогда не работали за компьютером.

Многочисленные рассказы о творческих прорывах говорят о том, что такие прорывы есть внезапные вспышки, возникновение нового видения, которое приходит после того, как индивидуум вложил огромное количество ментальной и эмоциональной энергии в аккумуляцию информации о данной проблеме или области.

Некоторые творческие личности называют такие творческие процессы «методом ввода информации», периодом, когда вы «вводите» проблему в свое подсознание и затем снабжаете его как можно большим количеством информации для того, чтобы эта проблема была, в конечном счете, решена.

Но тут не так все просто, как только «ввести» проблему в подсознание и ждать, когда ваш внутренний компьютер выдаст вам верное творческое решение.

Подготовительный период наиболее эффективен, если он сопровождается вложением эмоциональной энергии. Такой как страстное желание решить проблему или жажда нового видения. Вот слова известного композитора Ричарда Штрауса (Richard Strauss): «Я могу вам сказать из своего собственного опыта, что страстное желание и четкая цель, подкрепленные твердым внутренним намерением, приносят результаты. Определенная четкая мысль – это мощная сила… Я убежден, что это закон, и он действует в любой области применения».

То, что описывает Штраус – это усиливающийся поток энергии – в виде информации или эмоционального подъема, - циркулирующей в структуре мозга. Этот усиливающийся поток энергии вызывает в мозгу флуктуацию, вибрацию, структура мозга становится нестабильной и готовой к реорганизации в новом направлении. Т.о. эмоциональный заряд, полученный в этот период, способен не только вызвать флуктуации, он также является и результатом все возрастающих флуктуаций. Когда этот заряд набирает силу, возникает соблазн избежать его, сопротивляться ему посредством различных экспрессивных/подавляющих/отвлекающих способов поведения, описанных выше.

Использование приборов для мозга на этапе подготовки

Т.к. большая часть подготовки включает в себя исследование, сбор информации, погружение в проблему или предмет изучения, приборы для мозга могут тут служить как совершенные инструменты для «ввода информации».

Чтобы подготовиться к атаке на проблему или поиску креативных решений, сначала погрузитесь в информацию, используя технику ускоренного обучения, описанную ранее. Погрузитесь в воспринимающее состояние и бомбардируйте себя всеми доступными вам видами информации. Ваш прибор для мозга в этот период может быть вам полезен, чтобы визуализировать все возможные способы решения проблемы.

Как мы уже отмечали, для ввода информации в этот период подготовки также важна эмоциональная концентрация. Этого эмоционального подъема можно быстрее достичь с помощью выработки и активации сигналов для достижения пикового эмоционального состояния. Например, вы можете вспомнить пережитые вами ранее периоды подъема, предшествующие творческому и эмоциональному прорыву. Используя описанные ранее техники для закрепления пиковых состояний, переживайте заново интенсивное эмоциональное состояние и связывайте его с новой проблемой, которую вам предстоит решить.

Мы уже также говорили о стремлении избежать ощущения неопределенности, сопутствующего этому периоду. Приборы для мозга могут быть здесь чрезвычайно эффективны, чтобы помочь вам достичь желаемого прорыва, просто сохраняя состояние релаксации, спокойно продвигаясь навстречу решению проблемы, вместо того, чтобы демонстрировать саморазрушительные и мешающие развитию творческого процесса паттерны поведения.

Когда вы почувствуете, что ваш эмоциональный подъем возрастает, вместо желания убежать от него, используйте свои майнд машины, чтобы достичь спокойного, сконцентрированного состояния. Сконцентрировавшись на своей проблеме, позвольте своему подсознанию быстрее работать над ее разрешением.

Освобождение

Те, кто учится развитию творческих способностей, назвали эту фазу обучения «фазой восприятия», «инкубационным периодом» или, по аналогии с «методом ввода информации», - «методом обработки информации».

Во время подготовительного периода подсознание получает столько информации, генерирует столько эмоций, что количество энергии, циркулирующей в системе, становится слишком велико, чтобы ее можно было подавить, избежать или сопротивляться ей. Сознание достигло «точки бифуркации (раздвоения)». Теперь старая организация, старая структура, старое мироощущение готово разрушиться и воссоздаться заново, а направлений для этого - великое множество.

Использование приборов для мозга на этапе освобождения

Во-первых, ключ к освобождению – это релаксация. Очевидно, что использование техник для мозга для погружения в состояние сконцентрированного спокойствия поможет вам отпустить контроль над ситуацией, а вашему подсознанию свободно реорганизовываться на пути к высшему порядку.

Также интересно отметить, что для многих творческих людей этот период отпускания, или инкубационный период, является одним из тех периодов, когда поступление потенциально разрушительной или чуждой информации из внешнего мира пресекается, чувственное воздействие также перекрыто, и человек полностью погружен в себя.

Этот период может выражаться в зачарованном вглядывании в пламя огня, в долгих прогулках по лесу или по берегу моря. В этот период важно не отвлекаться на обыденную жизнь, творческие люди просто погружаются в себя и игнорируют ее. Так и появились сказки о «рассеянном профессоре», так погруженном в «процесс обработки информации» и отрезанном от внешнего мира, что он носит разные носки и забывает поесть.

Технологии для мозга могут обеспечить идеальные условия для отрыва от внешних стимулов, чтобы помочь вам отстраниться и погрузиться в то, что происходит внутри вас или возникает из вашей внутренней реальности. Некоторые приборы, такие как флотационная камера, «генератор единого поля» (ganzfeld) и приборы светозвуковой стимуляции напрямую воздействуют на нервную систему, направляя внимание человека на внутренние процессы путем отрыва от внешних стимулов либо путем концентрации на монотонных и однообразных внутренних стимулах.

В этом смысле технологии для мозга представляют собой прекрасную альтернативу созерцанию пламени огня или прогулкам по лесу.

Этот период отстранения или инкубационный период связан с возрастающей тета активностью мозговых волн, которая производит «сумеречное состояние» сознания, связанное, в свою очередь, с живыми ментальными образами, воспоминаниями детства, возникновением спонтанных и непредсказуемых мыслей и идей.

Как уже говорилось ранее, большинство взрослых производят большое количество тета волн в основном в состоянии глубокого сна или в период пробуждения ото сна. Тета волны также доминируют, когда мы клюем носом перед огнем, горящим в камине, после сытного обеда, погрузившись в задумчивость и т.д.

Одна из причин того, что тета волны с высокой амплитудой предшествуют творческому прорыву такова: так как тета активность наблюдается в состоянии глубокой релаксации или задумчивости, это буквально означает увеличение флуктуаций в мозгу. Бета волны с низкой амплитудой, дающие неупорядоченные вспышки, уступают место более медленным, более мощным альфа волнам, а альфа волны, в свою очередь, уступают место еще более мощным тета волнам. В любом случае, влияние тета волн усиливается еще и их синхронностью, т.е. нейроны на большой площади мозга находятся в фазе.

Сравним это с большим количеством людей, шагающих по шаткому мосту. Если каждый шагает в своем собственном ритме, звук его шагов будет высоким по частоте, но низким по амплитуде – и флуктуации самого моста будут низкими. Но если каждый начнет маршировать в ногу, звук будет ниже по частоте, но гораздо выше по амплитуде, и флуктуации неизмеримо возрастут. Если количество шагающих в ногу людей будет достаточно большим, то флуктуации возрастут настолько, что мост (который является замкнутой системой и не может противостоять энтропии, создаваемой маршевым шагом) разрушится.

Возрастающая амплитуда и синхронность тета волн увеличивает флуктуации в мозгу. Люди, которые сопротивляются этому процессу, будут пытаться «продержаться» одним из известных способов. Но люди, которые открыты переменам, которые уже вкусили радость и пользу творчества, новых идей, нового видения реальности узнают это состояние возрастающей флуктуации и отпустят контроль над ситуацией.

Поскольку мозг не мост, он не разрушится, а реорганизуется на новом, более высоком уровне, создавая новые нейронные связи и цепи.

Как говорилось ранее, исследователи метода ЭЭГ-биологической обратной связи обнаружили, что когда человек тренируется в достижении тета состояния ежедневно, он чувствует прилив творческих идей. Ясно и очевидно, что приборы для мозга могут легко и доступно помочь пользователям войти в тета состояние, которое, по сути, и есть творческий процесс.

Вспышка

Когда этот момент, наконец, наступает, творческое прозрение воспринимается обычно как неожиданность, появляясь сразу целиком, во всех деталях.

Карл Фридрих ГауссКак описал математик Карл Фридрих Гаусс (Karl friedrich Gaoss) свое внезапное решение математической проблемы, над которой он долго работал: «В конце концов, два дня назад, я пришел к успеху, но не по причине моих тяжких попыток, а по милости Божьей.

Как внезапная вспышка света пришел ответ. Я сам не могу объяснить ту логическую нить, которая связывает то, что я знал раньше, с тем, что привело к успеху».

На этом этапе старая структура разрушается и реорганизуется в новом порядке: реальность становится другой. Исследования в области рассеивающих структур и хаоса доказали, что новый порядок, возникающий из хаоса, по определению непредсказуем – когда старая структура рушится, она может быть воссоздана и реорганизована великим множеством разных способов. В этом смысле творческий прорыв действительно является смертью, которая ведет к новому рождению.

Интересно, что творческий прорыв обычно описывается в визуальных терминах: прозрение, вспышка, молния, видение. Мы не только внезапно узнаем нечто новое, мы «видим» вещи такими, как они есть и сразу все, - в единой вспышке. Творчество само по себе часто приравнивается к «воображению» - слово, которое ясно иллюстрирует центральную роль ментального образа.

Творчество неотделимо от воображения. Воображение есть то, что связано с ментальными образами и визуализацией. Ментальные образы и визуализация усиливаются тета состоянием. Приборы для мозга напрямую стимулируют тета активность и повышают возможности визуализации. В этом смысле, по крайней мере, новейшие приборы для мозга могут быть названы Машинами Воображения, Двигателями Творчества.

Использование приборов для мозга для достижения вспышки

Эти Двигателями Творчества предлагают уникальные способы для ускорения процесса достижения момента вспышки, озарения на пути к творческому порыву. Один из способов для этого – усиление потока энергии, циркулирующей в мозгу, за счет увеличения длительности сеансов.

Это происходит естественно, само сабой, в процессе прохождения вами фазы восприятия или освобождения с преобладанием активности медленных синхронных мозговых волн с высокой амплитудой. В этом процессе вы увеличиваете флуктуации и приближаете момент прорыва.

Усиление фактора непредсказуемости

К сказанному можно добавить еще одну технику: усиление флуктуации в вашей системе посредством интенсивного непредсказуемого варьирования типов получаемой стимуляции. Так, например, клинические пользователи систем светозвуковой стимуляции (LS), связанных с системами биологической обратной связи обнаружили, что могут быстро достигать состояния творческого прорыва, не только благодаря настройке колебаний мозговых волн в диапазоне тета или дельта, но и применяя параллельно неупорядоченное ускорение и замедление мозговых волн.

Одна успешная клиническая система, например, использует варьирование колебаний мозговых волн по принципу чередования: одна минута колебаний, направленных вверх, одна минута колебаний, направленных вниз. Варьирование периодов верхних и нижних колебаний неупорядоченной длительности и последовательности изменяет этот паттерн и делает процесс еще более непредсказуемым.

Если вы используете системы светозвуковой стимуляции (LS) без ЭЭГ, вы можете добиться схожего эффекта. Просто найдите удобную для себя частоту, на которой, как вы чувствуете, светозвуковая стимуляция фиксирует вашу собственную активность мозговых волн (примерно в диапазоне от 12 до 16 HZ). Потом в течение некоторого времени плавно снижайте частоту, замедляя LS стимулы, постарайтесь зафиксировать мозговые волны на этой частоте, затем начинайте повышать частоту, ускоряя LS стимулы.

Выполняйте это варьирование частот наобум, неупорядоченно, с неравными интервалами. (Как вам узнать, что активность ваших мозговых волн «привязана» к LS стимулам? Все, что я могу сказать по этому поводу, это то, что вы будет чувствовать «связь» между вашим мозгом и LS стимулами, так что когда стимулы будут изменять частоту, вы почувствуете свою реакцию на это в виде изменения активности ваших мозговых волн. Также вы почувствуете, как ваш мозг «освобождается» от воздействия стимулов, как внезапную потерю связи с ними).

Это произвольное движение вверх-вниз дает заряд энергии вашему телу и душе, эффект которого равен эффекту глубоководного погружения или американских горок, который многие считают эйфорическим. По сути, такой режим привносит еще большую флуктуацию в ваш мозговой ритм, добавляя к уже существующим флуктуациям вашей высокоамплитудной тета активности мозговых волн.

Эти флуктуации могут быть усилены быстрым переключением световых сигналов LS системы (например, передачей по очереди вспышек света всех цветов одновременно сначала в правый, потом в левый глаз) одновременно с быстрым переключением звуковых сигналов. Некоторые LS системы могут быть запрограммированы на тысячи вариантов изменений в течение одного сеанса. Еще одна действенная техника – это иметь компаньона, который бы вручную управлял вашим сеансом, для того чтобы усилить ваше прохождение непредсказуемых изменений.
Неискушенным пользователям следует относиться к этим техникам с осторожностью, т.к. они могут вызвать головокружение, обморок или даже чувство страха.

Еще один способ усиления флуктуации – это использование разных типов приборов для мозга. Например, вы можете поочередно принимать глубокие тета или дельта сеансы с вашим прибором светозвуковой стимуляции, сеансы флотации, электростимуляцию мозга, использовать различные аудио записи, затем опять вернуться к светозвуковой стимуляции с использованием эффекта американских горок (произвольное непредсказуемое смещение частоты вверх-вниз) и т.д.

Эти флуктуации можно максимизировать, если вы привяжете их к еще большим флуктуациям общего ритма активности всего вашего организма и сознания. (Например, встряхните себя заряжающим сеансом, протекающим в состоянии «сумеречного сознания», потом сеансом глубокой релаксации, протекающим в состоянии энергетического пика, затем наоборот).

Все эти усиления флуктуаций могут быть интегрированы со все более длительными сеансами глубокой релаксации, сеансами на тета частоте высокой амплитуды, в продолжение которых вы сознательно освобождаетесь, отпускаете контроль и готовите себя к тому, что должно появиться из неведомого.

Интеграция

Как мы все знаем, существует большая разница между настоящим творческим прозрением и идеями, на момент кажущимися похожими на творческий прорыв, но на деле оказывающимися бредовыми схемами, дикими версиями, блажью или мечтой идиота. Творческие озарения следует тестировать, проверять и интегрировать в жизнь. Один из способов проверки – посмотреть, как они будут работать, через некоторое время.

Еще один, более личный способ протестировать свои творческие прорывы – это проверить, дает ли новое видение мира снижение уровня стресса, можете ли вы теперь с легкостью относиться к тем областям жизни, которые давали вам стресс. Это именно то, чего мы ожидаем от реорганизации структуры на более высоком уровне: энергия, вызвавшая огромные флуктуации, проходя через старую систему, теперь должна легко протекать через новую, организованную на более высоком уровне, систему.

Использование приборов для мозга на этапе интеграции

Когда вы испытали творческий прорыв, следующий ваш шаг – применение полученного нового видения на практике. Для многих людей это означает тяжкий труд по осознанию, осмыслению, организации и применению новых воззрений и идей, которые пришли к ним внезапно, как вспышка молнии. Обычно такие прорывы в одной области жизни производят эффект домино на все стороны жизни человека.

Вы вдруг видите перемены во всем.
На этом этапе приборы для мозга могут доказать вам еще раз свою практическую ценность. Вы получили прозрение, которое, вы чувствуете, следует интегрировать в повседневную жизнь. Как это должно быть сделано?

В каком порядке? С чего начать? Первый шаг на пути к ответам на все эти вопросы – это сеансы по технологиям для мозга. Если вы достигли состояния релаксации, ваше сознание ясно и вы свободны от влияния внешних воздействий, вы можете приступить к обдумыванию деталей работы по воплощению в жизнь полученного вами творческого прозрения.

_____________________________________________
Практический раздел – упражнения в креативности

Визуализация

Креативность тесно связана с образами и визуализацией. А образы, похоже, являются языковым средством, т.е. средством общения нашего подсознания. Вернитесь к главе «Визуализация» и поупражняйтесь в технике, описанной в ней, используя активную визуализацию, воспринимающую визуализацию, создавая визуальные сценарии и наблюдая, что при этом происходит.

Задавайте вопросы своему подсознанию и получайте ответы в виде мысленных образов. В сочетании с техникой, направленной на достижение творческого прорыва и переход на новый уровень, с которой вы сейчас ознакомились, методы визуализации помогут вам добиться появления интенсивных и мощных мысленных образов.

Внутренний голос

Визуализация – это способ открыться потоку информации, идущей из вашего подсознания в виде мыслеобразов. Другие способы могут быть также полезны. Одну из излюбленных техник в этой области называют спонтанным или автоматическим письмом. Используя технологии для мозга, вы входите в состояние глубокой релаксации и открытости. Потом, взяв в руки шариковую ручку или устроившись перед клавиатурой компьютера или печатной машинки, просто позвольте словам вылиться из вас.

Не обращайте внимания на то, что вы пишите или говорите и, сверх того, не обращайте внимания на «редактора» в своей голове, который будет шептать вам, что то, что вы пишите, безграмотно или бессмысленно. Просто позвольте словам вылиться из вас, найдя для них свой собственный ритм, свой собственный стиль. Вы удивитесь тому, что придет к вам.

Как вариант этого метода, который многие находят более простым для применения, - просто прикрепите микрофон магнитофона к воротничку сорочки. Когда к вам приходят идеи или образы, просто озвучивайте их, не выходя из состояния транса или тета состояния, в котором вы пребываете.

Несколько произнесенных слов послужат вам в качестве «меток»; потом, когда вы будете воспроизводить запись, они помогут вам вспомнить весь образ.

Многие пользователи инструментов для мозга обнаружили, что, научившись входить в эти глубокие состояния и осуществлять вербальные коммуникации (неважно, устно или письменно), передавая то, что они испытывают в реальном времени, т.е., именно тогда, когда это происходит, они учатся более или менее последовательно открываться другой личности, скрытой в глубинах их подсознания.

Этой личностью, находящейся внутри, может оказаться ребенок, который будет говорить с вами о давно забытых событиях; или, может статься, это будет относительно независимая личность. Такой опыт лежит в основе явления, широко известного как ченнелинг. Некоторые люди уверены, что информация, передаваемая таким образом, приходит из другой реальности, или от другой личности, - «голос из другого мира».

Возможно, в таком глубоком состоянии транса личность способна получить прямой доступ к тому, что Карл Юнг (Carl Jung) назвал «коллективное подсознание». Но какая бы информация не приходила из собственного подсознания личности, из коллективного подсознания или из какого-то другого измерения, ясно, что образы, прозрения и информация любого рода имеет чрезвычайную важность для этого человека.

Также очевидно, что Двигатели Творчества – приборы и техники воздействия на мозг - могут помочь пользователям быстро и беспрепятственно войти в состояние глубокого транса, в котором они могут получить прямой доступ к совершенно иным, скрытым образам и информации.

Для многих пользователей эта возможность приборов для мозга представляет их главную ценность – усиление притока информации.

Рекомендумая литература:

An excellent exploration of creativity is Higher Creativity by Willis Harman and Howard Rheingold (Los Angeles: Tarcher 1984). A truly astonishing book that contains exciting insights into the unique value of creativity and creative artists in our time is We've Had 100 Years of Therapy and the World's Getting Worse by Jungian psychiatrist James Hillman and writer Michael Ventura (San Francisco: HarperCollins, 1992). For a more detailed exploration of the theory of the brain as a dissipative structure, see my Megabrain (New York: Ballantinc, 1986, 1991), Chapter 4 and Chapter 5.




ООО «Компьютерия», 119334 г. Москва, Ленинский проспект, дом 45
ИНН: 7730533653, ОГРН: 1057749322620
(499) 135-33-81, +7-916-164-74-74, mindmachine@bk.ru
о проекте, прайс