Технологии воздействия на подсознание
Добавлено: Вт июн 10, 2014 17:17
Статья Андрея Патрушева.
Технологии воздействия на подсознание, в обход критического мышления (25-й кадр подпороговое программирование и т.д.) давно уже муссируются в интернете.
Не обошли эти технологии и рынок. Например, у Александра Свияша есть целая серия дисков «Легкий путь к позитивным изменениям. Аудионастрои для внутреннего совершенствования». Вот и цитата с сайта: «Уникальность предлагаемой продукции состоит в том, что она производит нужные вам изменения, напрямую воздействуя на ваш мозг, минуя защитные фильтры сознания, такие как оценка, сравнение, критика, сомнения и т.д.» (http://www.mindmachine.ru/sviyash.htm).
Суть этих аудиотехнологий состоит в том, что некое сообщение для подсознания, чаще всего, выраженное в форме аффирмации (положительного утверждения от первого лица), записывается на очень тихой громкости и маскируется музыкой, или шумом (водопад, волны, шум ветра, пение птиц и т.д.) — отсюда и название: «подпороговая (ниже порога осознанного восприятия) коммуникация» — «subliminal communication».
Действует это следующим образом: при многократном прослушивании, подсознание постепенно начинает выделять и анализировать этот замаскированный сигнал и реагировать на него, как на свой «внутренний голос».
Как и обо всём остальном, о подпороговой коммуникации в сети можно найти совершенно противоположные мнения.
Например, Ричард Бэндлер (создатель НЛП и мастер всевозможных розыгрышей) пишет, что однажды они с другом (владельцем клиники неврозов) сделали подпороговые записи с одной единственной фразой: «Любая вещь в этой жизни раздражает вас всё сильнее и сильнее», наложили их на шум прибоя и раздали постоянным клиентам клиники, уезжающим на отдых, утверждая, что там записана целая серия отборных аффирмаций, успокаивающих нервы. По приезду клиентов обратно все они, в голос, утверждали, что это был самый спокойный отпуск в их жизни.
С другой стороны, известный на западе эксперт по подпороговой коммуникации Eldon Taylor (http://www.eldontaylor.com) доказал эффективность своих программ с помощью проверки двойным слепым методом (хотя эта процедура применяется исключительно для лекарственных средств). Он же добился, в ходе эксперимента, снижения рецидива среди выпущенных на свободу заключенных одной из тюрем США.
То есть мы опять столкнулись с древней истиной, которую нам донес еще дедушка Крылов: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник...».
В нашей стране похожими технологиями занимался врач, доктор медицинских наук, профессор Игорь Викторович Смирнов. Только технология записи «психотерапевтической фабулы» у него существенно отличалась от обычного саблиминала. С помощью фурье-преобразований записанный голос преобразовывался в специальную форму, далее к голосу прибавлялась определенная высокочастотная константа и производились обратные преобразования. В результате голос переносился в высокочастотную область (примерно от 15 кГц).
Громкость преобразованного голоса остается нормальной для восприятия (хотя голос также, как при саблиминале, не распознается сознанием) и, как показали исследования, эффективность этой технологии значительно превышает обычный саблиминал. И хотя Смирнову тогда, для реализации этой технологии, приходилось заказывать изготовление специального оборудование на одном из секретных в то время предприятий, сейчас это можно легко (для профессионала) реализовать в том же Adobe Audition 3 (в старших версиях нет), буквально нажатием двух кнопок.
То-ли технология И.В.Смирнова как-то «просочилась» на запад, то-ли они сами додумались, но сейчас подобные коммерческие аудиопрограммы различного содержания, под общим названием Supraliminal (надпороговый) довольно широко представлены на зарубежных сайтах.
В России эти технологии реализованы в программах АПК (SOMVI) (http://www.mindmachine.ru/somvi/), а дело И.В.Смирнова продолжает его вдова — Елена Григорьевна Русалкина.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Близниченко Л.А. Ввод и закрепление информации в памяти человека во время естественного сна. Наукова Думка, 1966
2. Востриков А.А., Литвинов В.Г., Петрусинский В.В. Эффект гипермнезии за счет информационной стимуляции в ОССП: Тез. республиканского семинара-совещания "Актуальные проблемы использования суггестологии и суггестивной педагогики в вузовской практике". Одесса, 1980.
3. Диамент Э.С, Киселев С.В., Литвинов В.Г., Петрусинский В.В., Пронин В.М. Опыт интенсификации полидисциплинарного обучении на основе cyггестокибернетического метода // Проблемы активизации форм и методов обучения иностранным языкам. Ярославль, 1981.
4. Калошина И.П., Кузьмина Г,Н. Новые функции ЭВМ в педагогике // Новые методы и средства обучения. М., 1981.
5. Киселев С.В. Изучение возможностей интенсификации мнемической деятельности суггестивными методами // Психолого-педагогическое изучение личности школьника / МОПИ им. Н.К. Крупской. М., 1977.
6. Киселев С.В. Подпороговое внушение как фактор интенсификации мнемической деятельности // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси, 1978. Т. 3.
7. Киселев С.В. Суггестивные методы интенсификации мнемической деятельности: Автореф. дис. на канд. психологических наук. М., 1979.
8. Колье 3. К вопросу интенсификации обучения с использованием воздействия на подсознательные механизмы мозга // Проблемы суггестологии. София, 1973.
9. Костандов Э.А. Об изучении субсенсорных реакций // Вестн. АН СССР 1970. № 1.
10. Литвинов В.Г. Некоторые вопросы автоматизации гетеросуггестивного управления состоянием: Тез. докладов республиканского научно-методического совещания преподавателей и аспирантов вузов культуры и искусства. Одесса, 1978.
11. Лозанов Г.К. Суггестологии. София, 1971.
12. Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. М.: высшая школа, 1987. 192 с: ил.
13. Петрусинский В.В. Об информационной субсенсорной стимуляции при интенсивном обучении // Неосознаваемые компоненты психической деятельности при обучении. Пермь, 1983.
14. Петрусинский В.В. Основные принципы суггестокибернетического подхода к интенсификации обучения теоретическим дисциплинам // Пути интенсификации и автоматизации обучения и повышения квалификации кадров. Казань, 1983.
15. Петрусинский В.В. Суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения //Методы интенсивного обучения иностранным языкам / МГПИИЯ им. Мориса Тореза. М., 1977. вып. 3.
16. Платонов К.К. Слово как физиологический и лечебный фактор. М., 1957.
17. Проблемы управления интеллектуальной деятельностью. Психоэвристическое программирование /Под ред. В.В. Чавчанидзе. Тбилиси, 1974.
18. Рейдер Э.Г. Либих С.С. Запоминание языкового материала в условиях мышечной релаксации и аутогенной тренировки // Вопр. психологии. 1967. № 1.
19. Сировский Э.М. Интенсификация процесса обучения в высшей шкале с помощью комплексно-гипнотического метода: Автореф. дис. канд. Л., 1970.
20. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
21. Талызина Н.Ф., Габай Т.В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М., 1977.
22. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
23. Хачапуридзе Б.Н. Активность экспериментально сформированной субцептивными воздействиями подсознательной сферы и ее применение в целях обучения // 1-й международный симпозиум по проблемам суггестологии. София, 1971.
Технологии воздействия на подсознание, в обход критического мышления (25-й кадр подпороговое программирование и т.д.) давно уже муссируются в интернете.
Не обошли эти технологии и рынок. Например, у Александра Свияша есть целая серия дисков «Легкий путь к позитивным изменениям. Аудионастрои для внутреннего совершенствования». Вот и цитата с сайта: «Уникальность предлагаемой продукции состоит в том, что она производит нужные вам изменения, напрямую воздействуя на ваш мозг, минуя защитные фильтры сознания, такие как оценка, сравнение, критика, сомнения и т.д.» (http://www.mindmachine.ru/sviyash.htm).
Суть этих аудиотехнологий состоит в том, что некое сообщение для подсознания, чаще всего, выраженное в форме аффирмации (положительного утверждения от первого лица), записывается на очень тихой громкости и маскируется музыкой, или шумом (водопад, волны, шум ветра, пение птиц и т.д.) — отсюда и название: «подпороговая (ниже порога осознанного восприятия) коммуникация» — «subliminal communication».
Действует это следующим образом: при многократном прослушивании, подсознание постепенно начинает выделять и анализировать этот замаскированный сигнал и реагировать на него, как на свой «внутренний голос».
Как и обо всём остальном, о подпороговой коммуникации в сети можно найти совершенно противоположные мнения.
Например, Ричард Бэндлер (создатель НЛП и мастер всевозможных розыгрышей) пишет, что однажды они с другом (владельцем клиники неврозов) сделали подпороговые записи с одной единственной фразой: «Любая вещь в этой жизни раздражает вас всё сильнее и сильнее», наложили их на шум прибоя и раздали постоянным клиентам клиники, уезжающим на отдых, утверждая, что там записана целая серия отборных аффирмаций, успокаивающих нервы. По приезду клиентов обратно все они, в голос, утверждали, что это был самый спокойный отпуск в их жизни.
С другой стороны, известный на западе эксперт по подпороговой коммуникации Eldon Taylor (http://www.eldontaylor.com) доказал эффективность своих программ с помощью проверки двойным слепым методом (хотя эта процедура применяется исключительно для лекарственных средств). Он же добился, в ходе эксперимента, снижения рецидива среди выпущенных на свободу заключенных одной из тюрем США.
То есть мы опять столкнулись с древней истиной, которую нам донес еще дедушка Крылов: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник...».
В нашей стране похожими технологиями занимался врач, доктор медицинских наук, профессор Игорь Викторович Смирнов. Только технология записи «психотерапевтической фабулы» у него существенно отличалась от обычного саблиминала. С помощью фурье-преобразований записанный голос преобразовывался в специальную форму, далее к голосу прибавлялась определенная высокочастотная константа и производились обратные преобразования. В результате голос переносился в высокочастотную область (примерно от 15 кГц).
Громкость преобразованного голоса остается нормальной для восприятия (хотя голос также, как при саблиминале, не распознается сознанием) и, как показали исследования, эффективность этой технологии значительно превышает обычный саблиминал. И хотя Смирнову тогда, для реализации этой технологии, приходилось заказывать изготовление специального оборудование на одном из секретных в то время предприятий, сейчас это можно легко (для профессионала) реализовать в том же Adobe Audition 3 (в старших версиях нет), буквально нажатием двух кнопок.
То-ли технология И.В.Смирнова как-то «просочилась» на запад, то-ли они сами додумались, но сейчас подобные коммерческие аудиопрограммы различного содержания, под общим названием Supraliminal (надпороговый) довольно широко представлены на зарубежных сайтах.
В России эти технологии реализованы в программах АПК (SOMVI) (http://www.mindmachine.ru/somvi/), а дело И.В.Смирнова продолжает его вдова — Елена Григорьевна Русалкина.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Близниченко Л.А. Ввод и закрепление информации в памяти человека во время естественного сна. Наукова Думка, 1966
2. Востриков А.А., Литвинов В.Г., Петрусинский В.В. Эффект гипермнезии за счет информационной стимуляции в ОССП: Тез. республиканского семинара-совещания "Актуальные проблемы использования суггестологии и суггестивной педагогики в вузовской практике". Одесса, 1980.
3. Диамент Э.С, Киселев С.В., Литвинов В.Г., Петрусинский В.В., Пронин В.М. Опыт интенсификации полидисциплинарного обучении на основе cyггестокибернетического метода // Проблемы активизации форм и методов обучения иностранным языкам. Ярославль, 1981.
4. Калошина И.П., Кузьмина Г,Н. Новые функции ЭВМ в педагогике // Новые методы и средства обучения. М., 1981.
5. Киселев С.В. Изучение возможностей интенсификации мнемической деятельности суггестивными методами // Психолого-педагогическое изучение личности школьника / МОПИ им. Н.К. Крупской. М., 1977.
6. Киселев С.В. Подпороговое внушение как фактор интенсификации мнемической деятельности // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси, 1978. Т. 3.
7. Киселев С.В. Суггестивные методы интенсификации мнемической деятельности: Автореф. дис. на канд. психологических наук. М., 1979.
8. Колье 3. К вопросу интенсификации обучения с использованием воздействия на подсознательные механизмы мозга // Проблемы суггестологии. София, 1973.
9. Костандов Э.А. Об изучении субсенсорных реакций // Вестн. АН СССР 1970. № 1.
10. Литвинов В.Г. Некоторые вопросы автоматизации гетеросуггестивного управления состоянием: Тез. докладов республиканского научно-методического совещания преподавателей и аспирантов вузов культуры и искусства. Одесса, 1978.
11. Лозанов Г.К. Суггестологии. София, 1971.
12. Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. М.: высшая школа, 1987. 192 с: ил.
13. Петрусинский В.В. Об информационной субсенсорной стимуляции при интенсивном обучении // Неосознаваемые компоненты психической деятельности при обучении. Пермь, 1983.
14. Петрусинский В.В. Основные принципы суггестокибернетического подхода к интенсификации обучения теоретическим дисциплинам // Пути интенсификации и автоматизации обучения и повышения квалификации кадров. Казань, 1983.
15. Петрусинский В.В. Суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения //Методы интенсивного обучения иностранным языкам / МГПИИЯ им. Мориса Тореза. М., 1977. вып. 3.
16. Платонов К.К. Слово как физиологический и лечебный фактор. М., 1957.
17. Проблемы управления интеллектуальной деятельностью. Психоэвристическое программирование /Под ред. В.В. Чавчанидзе. Тбилиси, 1974.
18. Рейдер Э.Г. Либих С.С. Запоминание языкового материала в условиях мышечной релаксации и аутогенной тренировки // Вопр. психологии. 1967. № 1.
19. Сировский Э.М. Интенсификация процесса обучения в высшей шкале с помощью комплексно-гипнотического метода: Автореф. дис. канд. Л., 1970.
20. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
21. Талызина Н.Ф., Габай Т.В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М., 1977.
22. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
23. Хачапуридзе Б.Н. Активность экспериментально сформированной субцептивными воздействиями подсознательной сферы и ее применение в целях обучения // 1-й международный симпозиум по проблемам суггестологии. София, 1971.