МЕТОД АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ В ЛЕЧЕНИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
Тикозные гиперкинезы являются одной из актуальных проблем современной невропатологии поскольку частота встречаемости их среди детского населения , по данным разных авторов, составляет 6% [6,7].
При изучении проблемы тиков особое внимание уделяется не только купированию тикозных гиперкинезов, но и лечению сопутствующих психических расстройств, так как именно последние определяют качество жизни больного, степень его адаптации и социальной реабилитации. У многих пациентов, страдающих тиками, наблюдаются различные психопатологические состояния . Так, рядом авторов выявлена прямая взаимосвязь между степенью выраженности гиперкинетических расстройств и сопутствующих им поведенческих нарушений. Гиперкинезы у детей часто сочетаются с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) [1]. Нередко, начальные симптомы СДВГ предшествуют развитию тикозных расстройств [4]. У 50-75% больных с синдромом Жиль де ла Туретта имеются проявления, соответствующие критериям синдрома дефицита внимания и гиперактивности [3]. Природа взаимосвязи между этими двумя синдромами изучена недостаточно. До сих пор не решен вопрос, является ли СДВГ следствием тикозных расстройств, либо сопутствующим нарушением.
В течение последних десятилетий за рубежом предпринимаются попытки использования метода аудиовизуальной стимуляции (ABC) в терапии СДВГ. Технология ABC - воздействие с помощью мерцающего света и звука с частотой в диапазоне биоэлектрической активности мозга [5]. H.Russell (1991) исследовал положительное влияние метода ABC с частотой бета-ритма на позновательные функции детей, страдающих СДВГ [5]. Л.Б.Иванов (2000) отметил положительное влияние метода аудиовизуальной стимуляции на познавательные функции и характер ЭЭГ детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
При этом происходило улучшение корковой ритмики по данным спектрального анализа мощности ЭЭГ [2]. Группа пациентов, которым проводилась терапия методом ABC составила 27 человек (4 девочки и 23 мальчика). Из них синдром Туретта диагностирован у 10, распространенный тик - у 10, локальный тик- у 7 больных. Основным критерием отбора больных явилось наличие у них СДВГ, Проводилось 10 сеансов ABC в режиме 8-12 Гц. Проведение данного метода проводилось в горизонтальном положении пациента в течение 20 минут В связи с этим метод ABC проводился у детей старше 6 лет. На момент лечения данным методом больные не получали медикаментозной терапии по поводу тиков.
Для оценки эффективности терапии использовался подсчет тиков за 20 минут до и после лечения. Для диагностики СДВГ использовались диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по DSM-IV до начала лечения и через1 месяц после лечения. Для исследования свойств памяти ( динамика процесса запоминания, объем, продуктивность) использовались методики «10 слов» А.Р.Лурии , для анализа свойств внимания (произвольность внимания, удержание инструкции) использовалась методика Л.Красильниковой «Да» и « Нет» не говорите». Данные методики проводились до и после курса ABC. Эффективность терапии методом ABC оценивалась также по электроэнцефалографическим параметрам.
После проведения курса ABC клинически положительный результат в виде уменьшения количества тиков на 39,6% установлен у 7 больных страдающих распространенными тиками и на 68,2% у больных с локальными тиками. Уменьшения тикозных гиперкинезов не отмечалось у пациентов с синдромом Туретта у 3 больных с распространенными тиками с серийно-статусным течением заболевания и отягощенной наследственностью по тикам. После терапии методом ABC отмечено также положительное влияние на СДВГ. При проведении тестов на внимание и память до лечения методом ABC получены следующие результаты: при проведении методики Лурии «10 слов» нормальный тип кривой выявлен у 12 (44,4%) больных, у 11 (40,7%) детей - ригидный и у 4 (14,8%) пациентов - нисходящий; при проведении методики Л.Красильниковой «Да» и « Нет» не говорите» высокий уровень результатов отмечен у 2 (7,4%) детей, средний уровень - у 14 (51,8%) больных и низкий уровень у 11 (40,7) пациентов. Таким образом, полученные результаты показали изменение внимания у 92,6% , а памяти у 55,6% больных страдающих тикозными гиперкинезами и СДВГ. После терапии методом ABC отмечена положительная динамики в выполнении тестов на внимание и память у 13 больных (48,1%). У 16 (59,2%) больных через 1 месяц после курса лечения отмечено уменьшение от 2 до 5 симптомом гиперактивности, импульсивности и нарушения внимания согласно критериям диагностики СДВГ DSM-IV.
После курса ABC зарегистрирована также положительная динамика в ЭЭГ картине пациентов. До лечения данным методом изменения в электрознцефалографической картине наблюдались у 23 детей. Умеренная I дезорганизация основного коркового ритма регистрировалась у 9 (33,3%) ольных, выраженная дезорганизация - у 11 (40,7%) детей, диэритмические I проявления - у з (11,1%) и относительно сохранный корковый ритм - у 4(14,8%) пациентов. Патологические виды активности в виде вспышек острых волн незначительно выше или на уровне фоновой записи встретились у 21 (77,7%) детей.
После лечения при визуальной оценке нативной ЭЭГ отмечалась тенденция к лучшей организации основного ритма у 17 больных., снижение выраженности частоты и амплитуды острых волн регистрировалось у 11 больных. При спектральном анализе выявлен рост мощности пика доминирующей частоты в среднем на 12,3 Д% у 8 больных. Сужение диапазона основного ритма зарегистрировано у 7 больных. Смещение доминирующей частоты в сторону ускорения, где за достоверное учитывалось смещение не менее 0,5 Гц, отмечено у 9 больных, что совпало с выраженным клиническим улучшением у 4 пациентов.
Анализ когерентности выявил особенности интегративного состояния мозга у 23 (85,2%). По внутриполушарным парам у 5 больных выявлялась асимметрия показателей средней когерентности между парами Fp1-T3 и Fp2-T4 и составила 24,2%. Также при когерентном анализе по внутриполушарным парам выявлено нарушение переднезаднего соотношения величин когерентности. У 9 (36,4%) больных отмечено сглаживание переднезаднего соотношения (снижение в передних отделах и повышение в задних), а у 2 больных отмечена инверсия переднезаднего соотношения. Исследование уровня средней когерентности по межполушарным связям выявило снижение уровня когерентности в парах Fp2 -Fp1 и F4-F3 у 13 (48,1%) больных, У 16 (59,3%) больных отмечалось увеличение величин когерентности в парах С4-СЗ и Р4-РЗ в среднем до 0,57±0,02 и 0.52±0,01 соответственно. У 7 (25,9%) больных выявлено снижение средней межполушарной когерентности в среднем в ларах С4-СЗ и Р4-РЗ . При когерентном анализе ЭЭГ после курса ABC отмечалось внутриполушарно -тенденция к нормализации переднезаднего соотношений у 6 больных. Значения средней когерентности по средним межполушарным связям выявили тенденцию к снижению уровня интеграции в теменно-центральных отделах и повышение в лобных отделах у 7 больных.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности применения метода ABC в лечении детей, страдающими тикозными гиперкинезами и синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Литература:
Зыков В.П. Тики детского возраста. М 2002 С.63.
Иванов Л.Б. Прикладная компьютерная электроэнцефалография. М. 2000. С.251.
Коффи Б, Р. Шейдер Тик. Психиатрия. Под редакцией Р. Шейдера. Пер. с англ. - М., Практика, 1998. - 485 с.
Осипчик С.И. Клиническая дифференциация гиперактивности у детей. Здравоохранение МЗ Респ. Беларусь. 1996. 25-26 с.
Hutchison М/ quartery newsletter about the latest advances in human potential technology. P.O. Box 2744. Sausalito, CA 94966, (415) 332-333. Leckman J.F.,Peterson B.S., Anderson G.M. Patogenesis of Tourette's syndrome.//J.Сhild.Psichol.Psychiat.1997.Vol.38.P.119-142 Shapiro A.K., Shapiro E.K. Tic Disorders.-J. Am. Med. Ac soc. 1981. 245. p 1583-1585.
E. Сандомирский "Возврат в детство" как универсальный механизм психотерапии. Введение в метод Ретри
http://www.veramed.spb.ru/metod_audiovi ... a_u_detej/