Не изучал вопрос кроме аяваски (изучал подробно).
Слышал и считаю относительно верной гипотезу о том что лсд в сша внедряли в исследовательских целях службы и что они же испугавшись массовых последствий и прикрыли лавочку (что думаю правильно).
Не являюсь поклонником химии, пусть даже натуральной, действующей на сознание. Исключения быть могут в выверенных терапевтических целях.
Из указанного списка к рассмотрению как пример этно-распространненого шаманского средства может быть аяваска. С которой в отличие от всего остального списка все не просто. Ко всему остальному у меня отношение строго негативное по целому ряду причин, хотя как говорят те же шаманы - западный человек может испортить все

(иными словами зависит от способа применения, контекста и цели, западный человек часто хочет просто веселого трипа а не целевой магической работы).
С одной стороны в большинстве стран евро-американизированного толка как минимум один из двух основных компонентов находится под строгим запретом как наркотик по первому списку - а именно тот, что называется дмт. С другой стороны дмт есть в человеке в меньших дозах а также много в чем в растительном мире. Есть гипотезы о том что дмт выбрасывается в мозг в момент клинической смерти (люди пережившие ее потом обладают явно обостренными пси-способностями всю жизнь как правило).
Кроме этого дмт например есть в везде распространенной травке "канареечник" которую в детстве многие жевали (интуитивно?) там конечно микро дозы....
Так или иначе в части цивилизованного мира дмт считается наркотиком.
В ряде стран ЛА (в Перу точно) сам шаманский напиток, которого есть очень много составов порою полностью отличных друг от друга считается национальным достоянием. Туда кстати, по словам моего друга, за новыми идеями и открытиями ездит половина "силиконовой долины" к шаманам перуанским ну и плюс подлечится и почиститься....
Второй компонент аяваски - нигде не запрещенный и свободно продается например в мск - сама лоза. Хотя в ряде рецептов она заменена чем-то. Это мощный ИМАО (и тут это в нашу тему) плюс мощной антипаразитарное;
Как и в случае с ибогой _бывает_ (иными словами не всегда, но случаи очень не редки), что после церемоний с айваской полностью проходит хроника. Одна русская переводчица в перу рассказывала что приехала в доску больная с астмой, аллергиями и еще фиг знает чем- сейчас идеально здорова. Хотя там конечно важную роль играет собственно шаманская часть.
Поэтому с химической точки зрения это мощный ИМАО (что уже оздоровление) + яркость образов (дмт) - про это есть книжки и фильмы в сети для общенаучного ознакомления в тематикой в целом. Ну изучать то никто не мешает это же не пропаганда - раз уж соединение встречается повсеместно в природе то надо представление иметь....
С шаманской точки зрения там очень и очень многое (чуть ли не почти все) зависит от того кто проводит церемонию или от возможности принимающего самому установить ментальный контакт с аяваской (с интеллектом самого растения - лозы).
Это реально важная компонента и она возможно выше всей химии на 10 000% по важности. Вы при полном отсутствии физического контакта с отваром можете получить все эффекты если будете в общей церемонии - ну это вполне коллективное магическое действие ведомое шаманом или группой.
Обычно местных жителей (которые в состоянии никаком почти все кроме самих шаманов среди них) и европейцев в первую очередь проводят через легкую починку физики и ментала - т/е/ воспринимают искажения как информацию и работают с их нейтрализацией.
Да, кстати для тех кто сыроедит и вообще питается нормально и тело держит в норме - всякое про страшилки в образах и рвоту -сказки. Это прямая необходимость (чистка) для тех, кто держит тело и сознание в грязи.
Далее - каждый шаманский клан и род работает немного по разному и имеет свои внутренние и внешние цели и задачи и навыки.
В этом плане некоторые переученые европезированные шаманы мною более уважаемы за гибкость сознания (я не про местных а обученных у них за много лет европейцев типа сэра Малкомна

)
Как я уже сказал, многие из техно-элиты сша очень любят ездить в ЛА на аяваску за здоровьем и за новыми идеями - так и получается технопрогресс

ну точнее в том числе так.
Режим работы сознания и яркость внутреннего экрана поскольку при этом сильно-сильно выше обычного и ярче обычного зрения.
Кстати аяваска ТОЖЕ лечит наркозависимости, хотя и не так ярко и быстро как Ибога (возможно это связано с физиологическими процессами на фоне приема ИМАО но не думаю - скорее это в первую очередь перестройка кокона и сознания под действием пережитого).
Далее.... многие говорят и пишут много лишнего про "видения", ну там некие "высшие миры" и прочее- на самом деле зависит от настройки и трансляции восприятия. не факт что трактовка и там и после - адекватная! потому что человек судит в контексте своих тутошних понятий. Подробнее лень рассматривать.
Объективно можно также отметить что современная традиция в той же ЛА стала не той что 100 лет назад. При работе с более ранними бумажными источниками видно что ряд тем не камуфлировалась ранее и наоборот открыто говорилось о некоторых эффектах, типа проявления сверхспособностей (прямых) о которых сейчас тихо молчат. Также категорически под строгий запрет у самих шаманов попала сексуальная тематика (во время сессии) хотя ранее судя по описаниям и иллюстрациям все было иначе... ( да и на опыте проверено - их мнение на этот счет оказалось не верным).
Самым же интересным во всей этой истории является сама Лоза. Ее роль в процессе никто не учитывает. А она, как и влияние на расползание традиции во все стороны с мало пока развитой территории ЛА - это тоже не просто за счет эффектов от психоделика. На самом деле Лоза действительно разумна. И очень

но она имеет другой интерфейс с миром. И ценит человеческие переживания, которые получает во время сессии как бонус - они становятся как бы и ее переживаниями. С этой точки зрения ей не интересны свои коренные племена - там сейчас жопа - что на них смотреть? а вот развитые страны - вполне интересны.
И от ее решения и интереса будет зависеть как протекает процесс во время сессии. У одного моего знакомого при попадании в "запретную зону" его прошлого третий раз аяваска отказалась работать вообще- он как воду выпил
Таким образом тут речь идет не о химии а в первую очередь о взаимодействии с другим сознанием. которое в том числе получило такое распространение за счет того что территорию ЛА никто операторски не рулит (и вышло что можно там поглавенствовать аж в масштабах континента!) а с другой стороны лично я считаю ее адекватной и договоропригодной. Просто нужно... по доброму.
Кстати именно мои жесткие взаимодействия с местными эгрегорами шаманских родов ЛА и послужили причиной создания 2.2ОС+.... я там немного поработал с большими территориями, когда мне попробовали сказать что я лезу в чужой огород, пришлось пояснить что все наоборот - огород мой, а они на другом его масштабе зарвались и бардак навели.
Таким образом, я считаю что на тех территориях где законодательно _разрешено_ при грамотном рабочем использовании с адекватным ведущим - это рабочий инструмент.
Но еще раз - от шамана или вашей способности его самому заменить зависит очень многое.
Из существующих традиционных мест в перу могу рекомендовать только блюморфу (у них есть русский сайт и там работают переводчицы кстати во время всего курса). Нарушать закон там где нельзя - не рекомендую.
И да - это рабочий магический инструмент а не средство развлечения. Заодно правда и серьезная чистка.
Дров наломать можно...
ПЛюс там более жесткие требования к диете из-за свойств имао - были случаи странных последствий вроде отшибания памяти у людей, весьма вероятно связанные с микроинсультами из-за несвоевременного нарушения диеты ПОСЛЕ (неделю табу на запрещенные продукты если сессиий было более 1й).
Ну вот хватит наверное;
Да. Часть расползающихся по миру психоделиков я считаю опасными как биологически, так и психологически (из-за кустарного применения без навыков контроля собственного сознания), то что имеет исторические корни - то связано с применением дисциплинированными магами и то ввиду неумения делать что-то иначе, короче от искажений тела и сознания и мира.
Травить себя и подвергать риску сознание - не считаю что нужно.
Опасности даже чисто ментальные есть везде и при применении аяваски без контроля грамотного ведущего - в том числе. Видящий должен быть в сессии.
И я считаю реально (а не для публичного текста) обоснованным запрет на ряд веществ во многих местах мира. Потому что их применение превратили не в то, и оно стало потенциально вредоносным.
Думаю в таком виде этот текст может вполне тут быть, как обзорное частное мнение.